винкс

Ретабло




Рета́бло (retablo — от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — испанский вариант алтарного образа.

Ретабло представляет собой сложную архитектурно-декоративную композицию, как правило, достигающую потолка. Оно включает архитектурное обрамление, фигурную и орнаментальную скульптуру, а также живописные изображения. Тип возник в середине XIV в. в средневековой Испании. Позже распространился и в странах Латинской Америки.

В более узком значении слово ретабло употребляется для обозначения испанской религиозной живописи периода средних веков и раннего Ренессанса, которая была частью этих сооружений.

Конструкция ретабло

Ретабло — своего рода стенка с чётко выявленными гранями. Она образует прямоугольный каркас, чаще всего с тремя полями. Поля обозначаются вертикальными тягами. В центре помещается более крупное изображение (Мария с младенцем, святой, которому посвящён алтарь, главные евангельские сцены).

Боковые поля заняты вертикальными и горизонтальными композициями меньшего размера.

У подножия ретабло, образуя его основание, тянется узкая пределла, где размещались небольшие картины с фигурами святых, сценами их жития, иногда сюжетами Страстей Христовых.

Ретабло изготовлялись из следующих материалов — дерево, мрамор, алебастр, гипс. Они раскрашивались и покрывались позолотой.

Отличия от православного иконостаса

    * Иконостас ставится впереди алтаря, отделяя его от остального храма и молящихся, а ретабло, наоборот, устанавливается сразу позади него.
    * В православии скульптурные украшения иконостаса не одобрялись, для ретабло скульптура становится одним из главных выразительных средств, встречаются полностью скульптурные ретабло.

Живопись ретабло


Испанские художники, писавшие ретабло с середины XIV в., стояли у истоков возникновения испанской живописи периода Возрождения. В определённый период они работали в русле «интернациональной готики». Особенно примечательны каталонские мастера: братья Серра, Луис Борраса, Бернат Марторель, Жауме Уге (1415—1492), Жауме Басо (ок. 1410—1461, по прозвищу Жакомарт).

Литература

    * Каптерева Т. П. «Испания. История искусства». М.- «Белый город», 2003. ISBN 978-5-7793-0610-2

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 4946

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа