винкс

Жертва Нового Завета



Поздним вечером, накануне того дня, когда на Голгофе надлежало совершиться искуплению человеческого рода, в одном из домов Иерусалима произошло событие, которое во все последующие века в памяти христиан оказалось неразрывно связано со страданиями, смертью и воскресением Спасителя. Приближался великий иудейский праздник Пасхи, ежегодно отмечавшийся в память об освобождении израильтян из египетского рабства. Праздники обычно сопровождалась исполнением различных обрядов, в числе которых были и кровавые жертвоприношения, - ведь испокон века люди не мыслили отношений с высшими силами без принесения жертв. На Пасху ветхозаветный Закон предписывал закалывать ягненка (агнца) - возможно потому, что ягненок казался самым беззлобным и беззащитным представителем животного мира. Исполняя этот обычай, иудеи свидетельствовали свою верность Богу, избавившему их от рабства и продолжающему вести путем спасения. Из года в год приносились кровавые жертвы, и мало кто мог вообразить, что однажды необходимость в них отпадет, потому что Сам Бог, став Человеком, принесет Себя в жертву за все человечество. Но пророки древнего Израиля не раз возвещали народу о том, что это произойдет: они говорили о грядущем Помазаннике Божием, Который примет на Себя грехи всех людей и, подобно жертвенному животному, поведется на заклание (Иc 53). В Иисусе Христе пророчества Ветхого Завета исполнились. "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира," - такими словами пророк Иоанн Креститель, увидев Иисуса, возвестил людям пришедшего в мир Спасителя (Ин 1. 36). Жертве, которая избавила все человечество от рабства зла, греха и смерти, суждено было свершиться на Голгофе. Кровь Сына Божия, пролитая на кресте, омыла грехи мира. Его смерть уничтожила власть смерти над человеческим родом. Его воскресением даровано было бессмертие всем людям. Итак, Христос от лица всего Народа Божия принес последнюю кровавую жертву Богу - Самого Себя. Но накануне Он совершил со Своими учениками предписанную Моисеевым Законом пасхальную вечерю, тем самым завершив многовековую эпоху Ветхого Завета. Древний Союз (Завет) Бога с Его народом был исчерпан. Наступал час, когда крестные страдания Сына Божия, должны были примирить с Богом все человечество. На пороге Своей искупительной жертвы Христос устанавливает Новый Союз Бога с людьми - Новый Завет. Отныне каждый человек призывается к жизни с Богом. Ее окончательное осуществление совершится в грядущем Царстве Божием (ср. Евр 9-10). Но даже до наступления жизни будущего века верующие во Христа могут и должны пребывать в постоянном реальном общении с Богом посредством принятия Тела и Крови Самого Христа. О необходимости такого богообщения Христос говорил и прежде: "Я есмь хлеб жизни. Ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же , который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал меня живый Отец, так и ядущий Меня жить будет со Мною" (Ин 6. 48, 51, 53-54, 56-57). Странными и непонятными показались тогда слова Христа Его ученикам. Теперь, во время пасхальной вечери, божественный Учитель явил апостолам то, о чем говорил раньше. Вот как повествует об этом событии св. евангелист Лука: "И, когда настал час, Он возлег, и двенадцать апостолов с Ним. И сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания; ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть новый завет в Крови Моей, которая за вас проливается" (Лк 22. 14-16, 19-20). Последняя пасхальная вечеря Иисуса происходила за закрытыми дверями, и ее участниками были только ближайшие ученики Христа - апостолы. Со временем на Востоке христианского мира эта встреча Спасителя с ученикам стала именоваться Тайной Вечерей - не только потому, что она происходило втайне, но и потому, что в тот вечер Христос заповедал апостолам великую Тайну, великое Таинство, то есть, то, что не может быть постигнуто человеческим разумом, а принимается верой. Действительно, человек не в состоянии понять, как хлеб и вино, не меняя своих внешних свойств, могут в то же самое время быть Истинным Телом и Истинной Кровью Господа. Непостижимо и то, как в каждой их частице может пребывать вся полнота Божества. Разум неспособен вместить и многое другое: как может человек приобщиться Богу посредством вкушения Тела и Крови Христа? каким образом это воспоминание Тайной Вечери делает нас свидетелями искупительной смерти и воскресения Христа? Подобные вопросы не могут быть разрешены на логическом уровне. Они ставят нас перед божественной тайной. Возможности человеческого разума слишком ограничены для постижения тайны Божества. Но вера помогает преодолеть препятствия, которые "здравый смысл" воздвигает на пути человека к Богу. При поддержке веры наш рассудок способен принять и Тайну, за-поведанную Христом накануне Его страданий. Будучи раз и навсегда "освящены единократным принесением тела Иисуса Христа" в жертву на Голгофе (Евр 10. 10), мы в воспоминание об этом - по Его повелению - совершаем изо дня в день бескровную Жертву, обновляющую в нас дарованное Им освящение.


Первые христиане стали называть Таинство Тела и Крови Господа греческим словом "Евхаристия", которое переводится как "Благодарение". Во время Тайной Вечери Христос, подавая ученикам хлеб и чашу, возблагодарил Небесного Отца. Впоследствии апостолы, а затем и их преемники - епископы и священники Церкви Христовой, совершая по заповеди Учителя бескровную Жертву, тоже начинали ее с благодарения: вместе со всеми верующими они благодарили Бога Отца за дарованное спасение, за посланного Им Спасителя и за Духа Святого, Чья благодать действует в Церкви, делая возможным присутствие в ней Самого Христа в Таинстве Его Тела и Крови. Во все последующие века это Таинство будет для Церкви высшим выражением благодарности Богу за все Его благодеяния.


Мы почти ничего не знаем о том, какими были первые евхаристические богослужения. Известно лишь то, что апостолы совершали их почти ежедневно (Деян 2. 42, 46) и придавали им весьма важное значение (1 Кор 11. 23-29). Судя по всему, уже тогда сложилась определенная структура основных моментов этих богослужений, впоследствии унаследованная различными поместными церквами. По мере распространения христианства росло разнообразие внешних особенностей христианских обрядов. Попадая в среду того или иного народа, древняя Церковь принимала его язык и многие элементы культуры. В Египте и Сирии, в Греции и Италии, в Армении и Месопотамии, в Галлии и Эфиопии складывались совершенно различные церковные обычаи. В каждой из поместных церквей создавались неповторимые произведения христианской поэзии и музыки, лучшие из которых использовались в богослужении. С течением времени практическая жизнь Церкви претерпевала изменения; соответственно, менялись и богослужебные тексты, а также церковная музыка, архитектура, изобразительное и декоративное искусство. В основе богослужения латинского (или римского) обряда,. лежит ритуальная практика римских христиан первых веков. К эпохе высокого средневековья латинский обряд распространился во всех странах Западной и Центральной Европы, постепенно вытеснив почти все другие обряды Западной Церкви. Как и в древности, средневековая Римско-Католическая Церковь совершала службы только на латыни, которая сохраняла для Европы роль международного языка. Евхаристическое богослужение латинского обряда известно под названием "Месса". Это слово представляет собой несколько видоизмененное латинское "Missa", первоначально обозначавшее последний момент службы, когда священник отпускает народ с миром (соответствует русскому понятию "отпуст"); со временем значение этого термина расширилось, и он стал употребляться в известном нам смысле. Смысловым центром Римской Мессы была Евхаристическая молитва, окончательная редакция которой принадлежит Папе Григорию Великому (590-604 гг.). С веками порядок совершения Мессы принимал в Католической Церкви все более неизменные очерта-ния и был, наконец, официально закреплен в 1562 г. на Тридентском Соборе. В середине нынешнего столетия во многих католических странах развернулось движение за возрождение в Церкви духа подлинного апостольского благовестия и живой христианской веры. Вполне очевидной стала необходимость реформы богослужения. Многое в богослужении сложилось в условиях иной исторической действительности и теперь уже не соответствовало своему первоначальному назначению, но, напротив, препятствовало сознательному участию в нем верующих (например, звучавшие на латинском языке богослужебные тексты оставались непонятными для большинства молящихся). Важнейшим событием в деле обновления церковной жизни стал Второй Ватиканский Собор(1962-1965 гг.), на котором обсуждались многие проблемы существования Церкви в современном мире. В результате была предпринята существенная реформа богослужения с целью сделать его наиболее плодотворным для Церкви, чтобы она, яв-ляясь Мистическим Телом Христа на земле, постоянно возрастала в святости и верующие, по слову св. апостола Павла, "устроялись в жилище Божие Духом" (Еф. 2. 22). Именно поэтому одним из направлений реформы богослужения стало создание благоприятных условий для сознательного и активного участия в нем всех верующих. Первым шагом для этого был повсеместный переход на современные языки, чем обеспечивалась понятность текста богослужения для каждого его участника (это, впрочем, не исключает возможности традиционного использования латинских текстов в отдельных случаях). Заметно возросла роль Священного Писания и проповеди в богослужении. Стало поощряться постоянное живое участие верующих в Евхаристии путем частого, и даже ежедневного, причащения Тела и Крови Христа. Богослужению во многом был возвращен тот его облик первых веков христианской эры, когда оно особенно плодотворно одухотворяло жизнь Церкви, служило Благовестию слова Божия и собирало верующих в единую семью детей Божиих.


Богослужение в целом и евхаристическое богослужение в частности нередко именуется словом "литургия", которое переводится с греческого как "служение народа", предполагая, таким образом, сознательное участие каждого христианина в таинствах Церкви и ее общих молитвах. Евхаристия совершается по вере всех ее участников, ибо каждый из них принадлежит, согласно св. апостолу Петру, к "царственному священству" (1 Петр 2. 9). Тем не менее, евхаристическая литургия может быть совершена только преемником апостолов по благодати - епископом или священником, который при воспоминании Вечери Господней символически представляет Самого Христа. Однако служитель земной Церкви не может собственными силами пресуществить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа: пресуществление совершается Богом. Все молитвенные прошения Святой Мессы обращены к Богу Отцу: Его возблагодарил перед установлением Таинства Евхаристии Иисус Христос, оставаясь во всей последующей истории Церкви нашим Первосвященником и Посредником между христианами и Небесным Отцом (Евр 5. 14-16; 7. 22-28; 9. 11-14; 1 Тим 2. 5). Итак, вознося прошения к Богу Отцу, мы молим Его через Иисуса Христа. Именно поэтому многие мо-литвы Мессы завершаются словами: "Через Христа, Господа нашего".


Текст Мессы состоит из ряда перемежающихся разделов, часть которых носит более или менее неизменный характер, в то время как другие меняются в зависимости от дня церковного года или конкретного случая, по которому совершается Месса. Одни разделы текста произносятся священником, другие - присутствующими верующими, третьи - священником и народом вместе или попеременно. Многие разделы Мессы поются молящимися; иногда от лица всех участников богослужения часть песнопений поет хор. Пение, однако, не является чем-то обязательным при совершении Мессы и может быть заменено чтением соответствующих текстов. Святая Месса состоит из двух основных частей; это Литургия Словаи Евхаристиче-ская Литургия. В каждой из них верующий встречается с Богом: в первой - слушая божественное Откровение, во второй - приобщаясь Христу в Таинстве Его Тела и Крови. Обе части Мессы являются воспоминанием об Иисусе Христе: центральное место Ли-тургии Слова составляет чтение Евангелия, а Евхаристическая Литургия дает нам возможность совершить в Таинстве воспоминание нашего искупления. Литургию Слова предваряют Начальные обряды. Они открываются торжественным свидетельством о том, что богослужение совершается во имя Пресвятой Троицы, после чего следует благословение священника и Обряд покаяния: все участники предстоящего Таинства, осознавая свои грехи, просят Бога о прощении. Обряд покаяния завершается призыванием милости Божией. В праздничные дни (в том числе, во все воскресенья, кроме периодов подготовки к Пасхе и Рождеству) звучит гимн "Слава в вышних Богу", который начинается словами ангелов, ликовавших о пришедшем в мир Спасителе (Лк. 2. 14). В завершение Начальных обрядов священник читает Вступительную молитву. Литургия Слова представляет собой чтение нескольких фрагментов Священного Писа-ния, среди которых последним и главным является чтение фрагмента Евангелия. Эта часть Мессы восходит к древней катехитической практике Церкви, когда богослужение было основной школой христианского учения не только для членов Церкви, но и для тех, кто готовился к крещению. Обучение основам веры велось непосредственно перед совершением Таинства Евхаристии: оно сводилось к чтению Священного Писания и проповеди, объясняющей прочитанные тексты (после этого некрещеные должны были покинуть евхаристическое собрание). В настоящее время на Мессе читаются библейские тексты, предписанные Церковью на данный день литургического года (или на конкретный случай - например, бракосочетание, освящение храма, начало паломничества, отпевание). Распределение текстов осуществлено таким образом, чтобы за три года по воскресеньям и праздникам были прочитаны все наиболее значительные части Ветхого и Нового Завета (по будням за два года прочитывается почти все Евангелие и многие другие важные тексты Св. Писания). Воскресные чтения подобраны в определенной смысловой последовательности; кроме того, содержание библейских чтений обычно бывает соотнесено по смыслу с праздником, днем памяти или событием, по случаю которого служится Месса. Между чтениями поется или читается Псалом (либо иное библейское песнопение), текст которого перемежается повторами того или иного стиха. Главный момент Литургии Слова - чтение Евангелия; за ним может последовать проповедь, тема которой, как правило, связана с прочитаннными библейскими текстами. В праздничные дни Литургия Слова дополняется исповеданием веры: все участники Мессы торжественно произносят Никео-Константинопольский Символ веры. Литургию Слова обычно завершает Всеобщая молитва(именуемая также Молитвой верных; это название восходит к тем временам, когда после Литургии Слова оставались только так называемые "верные" - полноправные члены Церкви, которые могли участвовать в совершении Таинства Евхаристии). Во Всеобщей молитве верующие обращают к Богу прошения обо всем мире и о спасении всех людей - о Церкви, ее служителях, о своей стране, о мире между народами, о терпящих бедствия и страдания, о своей церков-ной общине и о самих себе. Вторая часть Св. Мессы - Евхаристическая Литургия. Она является непосредствен-ным воспоминанием Вечери Господней, в котором священник, представляя Самого Хри-ста, совершает то, что Господь заповедал творить в память о Нем. Литургия Евхаристии начинается Приготовлением даров - принесением на алтарь хлеба и вина, которым в Святом Таинстве надлежит стать Телом и Кровью Иисуса Христа. Готовясь к совершению бескровного Жертвоприношения, священник - в знак своего желания служить Богу в чистоте души - омывает руки. Когда на алтарь приносится хлеб и вино, мы мысленно приносим Богу самих себя - свою любовь к Нему, свои надежды. Предлагая Ему в жертву наши души, мы просим Его освятить нас, как освятит Он хлеб и вино. Молитвой над дарами завершается приготовление к Святому Таинству. Кульминацией Мессы является Евхаристическая молитва, или Канон (т.е. "правило") Мессы. Это молитва благодарения и освящения, во время которой хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа. Священник, призвав верующих вознести сердца к Богу и возблагодарить Его, произносит Префацию (Предначинание), которая предваряет освящение хлеба и вина словами благодарения, обращенными к Небесному Отцу, - за спасение, дарованное нам через Иисуса Христа. Священник благодарит Бога Отца, подобно тому, как возблагодарил Его Сам Иисус Христос перед тем, как подал апостолам хлеб и чашу. Осознавая незримое участие в нашей земной Литургии всей Небесной Церкви, - всех ангелов и святых, - мы воспеваем Хвалу Господу, подобно бесплотным силам, возносящим Ему трисвятое славословие (Ис 6. 3). "Благословен грядущий во имя Господне. Осанна в вышних". - Мы восклицаем слова, которыми приветствовали Христа при входе в Иерусалим, куда Он направил Свой путь, желая добровольно принять страдания и смерть за жизнь мира. И в эту минуту богослужения мы радуемся грядущему Господу - воскресшему Христу, Который сейчас предстанет перед нами, сокрытый под видом Хлеба и Вина. Нам предстоит вспомнить те последние Его дни в Иерусалиме, когда Он совершил дело нашего искупления, и стать участниками Его Тайной Вечери. Но Таинство не может быть совершено человеческими силами. Только Бог способен совершить его силою Духа Святого. Поэтому важным моментом Евхаристической молитвы является призывание Святого Духа, чтобы Его действием хлеб и вино стали Телом и Кровью Христа. Центральная часть Евхаристической молитвы представляет повествование об установлении Святого Таинства, содержащее установительную формулу, то есть слова Христа, сказанные Им на Таиной Вечере над хлебом и вином. Именно в это время происходит пресуществление: непостижимым для нас образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Нам не дано знать, совершается ли пресуществление одномоментно или как-то иначе. С уверенностью можно сказать лишь то, что до начала этой части Евхаристической молитвы перед нами просто хлеб и вино; и столь же определенно можно утверждать, что после слов священника "Тайна веры" на алтаре находятся Истинное Тело и Истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Продолжая Евхаристическую молитву, священник творит, по заповеди Христа, воспоминание Его спасительных страданий, славного воскресения и вознесения на небеса - и молитвенно совершает от лица Церкви приношение этой непорочной Жертвы Богу Отцу в Духе Святом. Вместе с бескровной Жертвой участники Литургии, по мере их духовной готовности, сами становятся жертвой Небесному Отцу; совершая это изо дня в день, они, при посредничестве Христа, постепенно возрастают в своем единстве с Богом и между собою, устремленные к тайне будущего века, когда "будет Бог все во всем" (1 Кор 15. 28). В Евхаристии осуществляется незримое единение всей Церкви. Молясь в окружении своей общины, мы в то же время соединяемся с молитвами распространенной по всему миру Церкви Земной и с заступничеством о ней Церкви Небесной - святых, предстоящих перед престолом Божиим. Свидетельствуя об этом единстве, священник творит ходатайственные молитвы обо всех чадах Церкви - живых и умерших. Евхаристическую молитву завершает заключительное славословие: священник, вознося Святые Дары над алтарем, славит Пресвятую Троицу. С древних времен тексты Евхаристических молитв создавались лучшими богословами и церковными писателями; вводя в постоянное употребление Евхаристические молитвы, Церковь стремилась отбирать те из них, которые обладали глубиной вероучительного содержания и отличались наибольшими поэтическими достоинствами. В настоящее время в Мессе латинского обряда используется несколько Евхаристических молитв, из числа которых священник может выбирать ту или иную по своему усмотрению. За Евхаристической молитвой следует Обряд причащения. Приобщению Святых Таин предшествует молитвенная подготовка. Участники литургии вместе поют или произносят Молитву Господню "Отче наш". Прося Небесного Отца о даровании хлеба насущного, мы просим Его не только о повседневной пище, но и о Хлебе Жизни. Мы молим о прощении наших грехов, еще раз проверяя свою совесть: со всеми ли мы примирились? После молитвы об избавлении от всякого зла, о мире и единстве Церкви происходит "Приветствие мира": по древнему обычаю все участники Мессы перед причащением приветствуют друг друга с миром и любовью. Затем священник, подобно Христу на Тайной Вечери, преломляет Святой Хлеб и показывает его народу, произнося слова Иоанна Крестителя о Христе - Агнце Божием, берущем на Себя грехи мира. "Блаженны званные на вечерю Агнца" (Откр 19. 19). Евхаристическая Вечеря - начало того пира веры, который осуществится в Царствии Божием. Мы призваны на Трапезу Господню в настоящий момент. Достойны ли мы принять Христа сейчас? Достойны ли мы будем войти на Его вечерю в жизни будущего века? Ответом на эти недоумения пусть будет наша надежда, - ибо спасает нас только благодать, даруемая нам неисчерпаемым милосердием Божиим. Поэтому, предстоя перед Тайной Тела и Крови живого Христа, мы, подобно евангельскому сотнику, говорим: "Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и исцелится душа моя" (ср. Мф 8. 8). Наступает главный момент Литургии - причащение Святых Даров, в котором участники Трапезы Господней приобщаются всей полноте Божества. В завершение Литургии Евхаристии священник читает Молитву после причащения, в которой просит Господа о плодах Святого Таинства - чтобы освящение верующих, начатое в нынешнем веке, стало залогом их вечной жизни в Царствии Божием. Окончанием Мессы служит Заключительный обряд, когда священник призывает благословение Пресвятой Троицы на всех присутствующих: покидая евхаристическое собрание, мы должны сохранять в своих сердцах любовь Христову, неся всем людям Его благовестие и мир.


В наши дни Святая Месса ежедневно совершается многими тысячами католических общин в большинстве стран мира. Ее служат в просторных готических соборах и в скромных придорожных часовнях; участниками Мессы могут быть всего два человека в больничной палате - или несколько миллионов верующих, собравшихся на поле под открытым небом во время паломничества. Месса может иметь различное музыкальное сопровождение: где-то - григорианский хорал и орган, а где-то - современные мелодии под гитару... Оказываясь в различной национальной, социальной или даже возрастной среде, литургия порой до неузнаваемости меняется во всем, что касается ее внешнего оформления. Но это лишь способствует тому, что в данной среде ее глубинный смысл оказывается более понятным и люди действительно становятся участниками Вечери Господней, а не просто ее наблюдателями. При всем различии внешних форм, при кажущемся их отрыве от древних образцов ос-новное содержание Мессы остается в русле традиции Церкви, восходящей к апостоль-скому веку; оно лишь обогащается живым церковным опытом нового времени. Представая во всем своем зримом многообразии, Земная Церковь, тем не менее, являет чудесное единство Мистического Тела Христова - ведь когда мы участвуем в Евхаристии, невидимые нити связывают нас через толщу пространства и времени со всей бесчисленной семьей детей Божиих и с Самим божественным Учителем. Он - Аг-нец, закланный за грехи мира, - зовет нас на Свою Вечерю, напоминая, что и мы должны открыть для Него свои сердца: "Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с Ним, и он со Мною" (Откр 3. 20).

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 6060

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа