винкс

Базилика Святого Ремигия



Базилика Святого Ремигия (фр. Basilique Saint-Remi) — католическая церковь в Реймсе, бывшая монастырская церковь аббатства святого Ремигия, основанного в VI веке. Современное здание базилики построено в первой половине XI века. В базилике находится могила Святого Ремигия, объект паломничества. Церковь включена в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Скончавшись в возрасте 96 лет, епископ Ремигий в 533 году был погребён, как и его предшественники, в небольшой часовне Святого Христофора на кладбище за пределами городских стен Реймса. Растущее поклонение его останкам вскоре привело к смене попечительства над часовней и расширению её здания. В 570-х годах базилика Святого Ремигия уже упоминается у Григория Турского. Торжественный перенос останков Ремигия в новый храм произошел 1 октября и этот день впоследствии стал днем памяти Святого Ремигия в Австразии, где Реймс был некоторое время столицей, а потом и в Восточно-Франкском королевстве.

В 760 году архиепископ Тильпин — исторический прототип архиепископа Турпина из поэмы Песнь о Роланде — основал здесь аббатство и разместил монахов, пришедших из аббатства Сен-Дени, где он сам был членом религиозного ордена. Обитель получила официальный статус бенедиктинского аббатства святого Ремигия. Широкое почитание святого и щедрые пожертвования привели к быстрому росту монастыря. С этого времени на протяжении более 1000 лет (вплоть до Великой французской революции) монахи-бенедиктинцы проводили богослужения у мощей святого Ремигия и принимали паломников.

Церковь аббатства была расширена в IX веке и 1 октября 852 года её освятил архиепископ Реймса Гинкмар, по решению которого мощи святого Ремигия с соблюдением всех правил были помещены в раку, покрытую серебром. В X веке группа зданий, располагавшаяся за городскими стенами, получила собственное ограждение и здесь возникло небольшое поселение, находившееся в ведении аббатства, настоятель которого по дозволению реймсских архиепископов вплоть до 945 года избирался монахами. Именно в этом аббатстве Карл Великий принимал папу Льва III.

Бурное духовное и мирское развитие поселения заставило настоятеля аббатства Айрара приступить в 1007 — 1010 годах к сооружению очень крупного здания новой церкви в романском стиле. Проект был настолько амбициозен, что вскоре средства закончились и его преемник, аббат Тьерри, был вынужден распорядиться разрушить часть уже завершенного сооружения и начать новое строительство по более скромному проекту. От первого проекта в наши дни сохранились опорные колонны нефа, имеющие форму пучка, и украшенные необыкновенно богатой лепкой. Алтарная часть храма в первой половине XI века переходила в апсиду, предназначавшуюся для размещения останков святого Ремигия. В обоих крыльях трансепта к зданию примыкали три боковые апсиды. Этот длинный трансепт по бокам ещё имел приделы. Предваряемый большим крыльцом неф, имевший длину в 11 пролётов, был достаточно широким чтобы вместить многочисленную толпу, даже учитывая что в ближайших к трансепту трёх пролётах размещался церковный хор монахов. В тот период времени всё сооружение имело обычную деревянную кровлю. Конструктивные элементы базилики были очень просторны, но её пролёты ничем не отличались друг от друга, преобладали горизонтальные линии, сходящиеся в направлении алтарной части храма. Новое здание базилики было освящено папой Львом IX 1 октября 1049 года. Освящение проходило в присутствии большого количества священников, собравшихся в Реймсе на Вселенский собор, объявивший о начале церковных реформ, позже названных Григорианскими.

В XII веке церковь была частично перестроена, после чего приобрела некоторые готические черты. Одон, бывший настоятелем с 1118 по 1151 год, украсил церковь аббатства мозаичным полом, огромной люстрой с семью отделениями, а также добавил надгробные памятники чтобы подчеркнуть функцию базилики как королевской усыпальницы. В его деятельности явно прослеживается намерение превзойти славу аббатства Сен-Дени и его настоятеля Сугерия. Такое стремление, без сомнения, также руководило действиями его преемника Петра из Целлы (занимал пост аббата в 1162 — 1181 годах), который начал претворять в жизнь большой план по декорированию всего здания базилики, чтобы оно стало походить на церкви парижских аббатств.

Было очевидно, что алтарная зона храма была недостаточно просторна из-за чего доступ к мощам был затруднён, а вход в неф был сужен и плохо освещён. Первым делом он распорядился снести крыльцо базилики, сохранив при этом башни романского стиля по углам здания, и затем удлинил неф на две готические травеи, что позволило соорудить новый фасад, открытый дневному свету. Ещё одно важное изменение в архитектуре было сделано исходя из интересов паломников — после перестройки могила святого Ремигия оказалась в апсиде, и паломники могли видеть её только издалека. Поэтому аббат Пётр распорядился заменить линию апсид романского стиля новой просторной алтарной частью храма, окружённой деамбулаторием с пятью лучеобразно расходящимися часовнями. Новый настоятель Симон (занимал пост аббата в 1182 — 1198 годах) довёл этот проект до завершения, подняв стены нефа и трансепта при помощи стрельчатых арок и накрыв стены сводчатым потолком, устроив в них круглые окна. Был выполнен дорогостоящий проект установки витражных окон. Можно с уверенностью говорить о том, что этот период стал расцветом монастырской жизни в аббатстве Святого Ремигия, которое насчитывало в своих стенах от 150 до 200 монахов.

В Столетнюю войну число монахов сократилось примерно до 40. В 1473 году был выпущен акт о праве пожизненного пользования имуществом и доходами от него. Одним из первых священников, пользующихся бенефицием, стал архиепископ Робер де Ленонкур, который не стал небрежно относиться к состоянию здания. В 1506 году он выполнил проект переустройства южного фасада трансепта в стиле пламенеющей готики, а в 1531 году разместил в хорах десять уникальных декоративных гобеленов, иллюстрирующих житие Святого Ремигия. В 1602 году аббат-архиепископ Филипп дю Бек укоротил северное крыло трансепта на один пролёт и заказал устройство большого окна-розетки и вскоре после этого был реализован проект реконструкции лестницы, ведущей в общую спальню монахов.

Монастырская библиотека и школа имели настолько высокую репутацию, что папа Александр III написал аббату благодарственное письмо, дошедшее до нас. В XVII веке аббатство святого Ремигия перешло в конгрегацию Святого Мавра, ветвь бенедиктинцев.

В 1793 году аббатство, как и прочие французские монастыри, было закрыто. Базилика была разорена революционерами, мозаичные полы романского стиля были разбиты чтобы сделать пол более удобным для постоя лошадей, погибли Святая Стеклянница и множество ценных предметов убранства храма, но витражи XII века уцелели. В дальнейшем базилика продолжала своё существование как приходская церковь и это спасло её от уничтожения. Но уже к началу XIX столетия сводчатый потолок нефа был повреждён настолько сильно, что в условиях нехватки средств в 1830 — 1835 годах его спешно заменили на деревянный фальш-потолок, покрытый штукатуркой. В это же время городской архитектор Реймса Нарцисс Брюнетт провёл реставрацию верхних уровней фасада базилики, пытаясь восстановить их первоначальное состояние. Но эти работы были выполнены не очень добросовестно и его «реставрация» четко отличается иной структурой камня.

В 1918 году в ходе Первой мировой войны здание церкви серьёзно пострадало от немецких артобстрелов. Сводчатый фальш-потолок сгорел и неф остался незащищенным перед разными погодными явлениями. В результате, южная стена нефа обвалилась и разрушилась часть крыла трансепта. Потребовалось 40 лет чтобы заново отстроить поврежденные части здания. Реставрация была безупречно выполнена под руководством архитектора Анри Денё, при этом также возвели каменные своды над нефом. 1 октября 1958 года базилика Святого Ремигия была полностью готова к проведению церковных богослужений. В 1991 году базилика Святого Ремигия вместе с двумя другими достопримечательностями Реймса — кафедральным собором и дворцом То были включены в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1996 году базилику посещал папа Иоанн Павел II, который возглавлял торжества по случаю 1500 лет крещения Хлодвига святым Ремигием.


 


На правах рекламы:


Неболей - блог о здоровье, красоте и молодости.

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 6580

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа
  • Меню ресторана. Ночные клубы Москвы
    restoran.guru

    Кровля и металлочерепица Метротаил. Инструкции по монтажу металлочерепицы
    maksstroy.ru