винкс

Зерчанинов Алексей Евграфович



Родился 9 марта 1848 года в с. Борисово Княжинского уезда Нижегородской губ., в семье православного священника. В июне 1871 —окончил Нижегородскую ДС с правом поступления в ДА. Сознательно не воспользовался этим правом, чтобы скорее стать священником и вести пастырскую работу, к которой чувствовал призвание. 10сентября 1871 — женился, октября 1871 — был рукоположен в православные священники. С 1871 — настоятель прихода в с. Борисово, благочинный церквей Арзамасского уезда и законоучитель в шести училищах, из которых одно было создано на его собственные средства, а также законоучитель в церковно-приходских школах. Активно выступал против раскольников, и эта миссионерская деятельность побуждала его тщательно исследовать учение Православной Церкви. Творения Отцов Церкви, история Вселенских Соборов и другие труды, преимущественно историков и богословов Православной Церкви, заставили его усомниться в истинности официального православия. Вскоре он, без чьего-либо влияния, собственными усилиями пришел к твердому убеждению в истинности Католической Церкви. 9 января 1896 — тайно принят в сане священника в Католическую Церковь о. М. Фульманом, о чем был составлен акт, пересланный впоследствии митр. Симону Козловскому в Петербург. Но митрополит не мог принять о. Алексея в свою юрисдикцию, поэтому о. Алексей остался со своими католическими убеждениями благочинным прихода в с. Борисово. Однако своих убеждений он не скрывал. 3 июля 1898 — в его доме был произведен обыск, при этом уничтожили библиотеку, а все католические журналы и книги конфисковали. С 1898 — находился в Суздальской тюрьме при Спасо-Евфимиевском монастыре для религиозных отступников. В начале 1900 — русская католичка Н. С. Ушакова просила императрицу Марию Федоровну заступиться за о. Алексея. 21 февраля 1901 — благодаря ходатайству императрицы освобожден, но с условием проживания безвыездно на хуторе, который он приобрел незадолго до своего ареста. Жена его должна была оставаться в с. Борисово как вдова священника. В своем хозяйстве о. Алексей должен был работать сам, с этого жил, для богослужений устроил у себя часовню. К нему присоединился старший сын Юлий, священник, которого о. Алексей присоединил к Католической Церкви, остальные члены семьи остались православными, правда, сын Юлий вскоре умер от чахотки. На хуторе о. Алексей начал писать книги. Первое свое произведение«ЦарствоБожиев мире» он написал еще во время заключения, при этом пользовался гусиным пером, самодельными чернилами и любым листом бумаги, который попадал ему в руки. Другое большое сочинение о. Алексея «Непокладные люди» издано в 1904 году в Кракове под псевдонимом А. Н. Звездииа. По словам автора, в нем почти фотографически изображена жизнь православного русского духовенства и до чего его доводит светская власть. Рукопись книги была вывезена из России польским иезуитом о. Генрихом Подынковским. В 1905 — после ходатайства Н. С. Ушаковой смог выехать в с. Белоостров, а после 17 октября 1905 — поселился в Петербурге. В 1907 —
Впоследствии Люблинским епископом, высланным в связи с делом о закрытии Духовной семинарии в Кельцах,
о. Алексей побывал в Риме, где встретился с Папой Римским Пием X, съездил в Лурд и во Львов, где познакомился с митр. Андреем Шептицким, а также посетил иезуитов в Закопане. 29 июня 1907 — митр. Андрей Шептицкий на основании полномочий, данных ему папой Пием X, назначил его своим заместителем в номинально существующей Каменецкой епархии как главу русских католиков в Российской империи. В октябре 1907 — вернулся в СПб, проводил богослужения на своей квартире, создал приходскую общину русских католиков. 21 мая 1908 — во время второй поездки в Рим от имени Папы Римского назначен главой миссии для русских католиков. С марта 1909 — после возвращения в СПб продолжал служить на своей квартире, а потом организовал маленькую домашнюю церковь на Полозовой улице, а с 1912 — после ее закрытия властями стал викарием прихода Св. Екатерины. 1 мая 1919 —-арестован вместе с митр. Эдуардом Роппом как заложник, но через месяц освобожден. После установления экзархата Русской Греко-Католической Церкви в России стал секретарем экзарха русских католиков о. ЛеонидаФедорова. 12 апреля 1920 — арестован и привлечен к следствию по «Польскому делу». Освобожден из тюрьмы 18 апреля. В феврале 1923— стал прелатом, с марта 1923 — возглавил северную часть экзархата Русской Греко-Католической Церкви. 19 ноября 1923 —вновь арестован в Петрограде по обвинению «в распространении контрреволюционных статей и писем», но в декабре был освобожден до суда под подписку о невыезде. 19 мая 1924 — приговорен по ст.ст. 61 и 66 УК РСФСР к 10 годам тюремного заключения (ПП КОГПУ). Ввиду преклонного возраста тюремное заключение заменено ссылкой на 3 года. С 1924 по 1926 — находился в ссылке в Екатеринбурге, позже — переведен в Тобольск, где 28 мая 1926 — был арестован по обвинению «в религиозной активности». Переведен в Обдорск, гораздо севернее Тобольска. 9 мая 1927 — освобожден из ссылки с ограничением проживания в 6 крупнейших городах и пограничных областях. С 1927 — проживал в Смоленске, в 1929 — переехал в Нижний Новгород, где 23 сентября 1933 — скончался.
Отец Алексей обладал многочисленными достоинствами. Раз приняв решение, не отступал, не колебался, не давая себя соблазнить ни должностью, ни деньгами; был упорен в делах, терпелив, равнодушно принимал удары судьбы; привыкший жить бедно, наделенный природной выдержкой, был всегда верен Церкви — и во время царских, и во время советских гонений; был также крайне осмотрителен и осторожен. Его наружность была благообразна, он внушал уважение прихожанам добротой, приветливостью, постоянной помощью бедным. В душе был чист — привлекал сердца людей, хотя и был строгого характера, что сам замечал. Огромная задача, возложенная на него, была ему не под силу. Времена гонений оставили на нем отпечаток, странности развивались. При этом нельзя было не отметить его житейской мудрости, потому что несение службы восточного священника в столь неблагоприятной среде не прибавляло ему друзей. Он своеобразно понимал свою миссию, смешивал элементы восточного и западного обрядов. Искал покровительства у латинских священников.
Архив УФСБ но СПб и Ленинградской области;
ГАРФ, ф. 8409, оп. 1, д. 228, л. 132;
Василий, диакон ЧСВ. С. 62—65;
Осипова И. 1996. С. 170;
Следственное дело А. И. Абрикосовой и др. 1924//ЦА ФСБ РФ; Соколовський О. К. С. 79—80;
Шкаровский М. и др. С. 224—225.

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 2326

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа