винкс

Месса



Месса (фр. messe, от лат. missa) — основная литургическая служба в латинском обряде Католической Церкви. Состоит из начальных обрядов, Литургии Слова, Евхаристической Литургии и заключительных обрядов. Во время Евхаристической Литургии происходит пресуществление: хлеб и вино становятся Телом и Кровью Иисуса Христа.

История

Смысл римской мессы был сформулирован в максиме V века «legem credendi lex statuat supplicandi», преобразовавшуюся в «lex orandi, lex credendi». Примерно с IV века для Западной Церкви стали писаться сакраментарии — полные литургические тексты, но появился ряд местных обрядов в отправлении мессы (галликанский, амвросианский, мосарабский и др.). Помимо Библии, читались и другие книги (в литургии Часов — жития святых и проповеди). Полный индекс со ссылками на все чтения получил название «Спутника книг» — «Comes librorum» или «Liber comitis».

Позже, чтобы упростить процесс, тексты стали выписываться целиком в требуемом для литургии виде. В итоге был создан лекционарий. Под сакраментарием стала пониматься книга епископа или священника, которая содержала принадлежащие целебранту части евхаристической литургии (канон, коллекты, префации и т. д.). Потом получил свою книгу и хор, которая стала называться градуал, псалтерий, а чуть позже — гимнарий (или «liber antiphonarius» [«responsalis», «sequentialis»]). В конце IV века Амвросий Медиоланский в собрании наставлений для новокрещённых, озаглавленном «De sacramentis», процитировал центральную часть канона, где уже было ядро Римского канона мессы (слова «quam oblationem», то есть молитва перед консекрацией). В то же время из сакраментариев выделилось 3 самых главных и полных: Льва, Геласия и Григория, хотя их авторство не доказано. Древнейшим из них является сакраментарий Льва («Sacramentarium Leonianum»), сохранившийся в манускрипте VII века в капитулярной библиотеке в Вероне. Ему предшествовали небольшие книжки («libelli missarum»), содержавшие части мессы, существовавшие в Церкви того или иного диоцеза или местности, но не включавшие канон. Но древнейшим римским миссалом считается сакраментарий Геласия, более полный по сравнению с сакраментарием Льва, содержащий помимо канона несколько вотивных месс. Праздники в нём к тому же были расположены в соответствии с литургическим годом. Древнейший сохранившийся манускрипт его датируется VIII веком и включает часть галликанского обряда.

Понтификат Григория Великого стал крупной вехой в истории римской мессы. В ходе его реформы число изменяемых при каждой мессе молитв было сокращено до трёх — коллектa, секретa и послепричастной молитвы, были введены дополнительные формы «Communicantes» и «Hanc igitur». В то же время был создан знаменитый григорианский хорал. Чин в миссале Пия V 1570 г., если не считать небольших дополнений, очень точно соответствует порядку, установленному Григорием. Григорианский сакраментарий лёг в основу многих поздних, из которых основной — Адриановский, созданный Адрианом I для Карла Великого в 785 или 786 г. В стандартизации литургии в Империи Карлу помог Алкуин, восполнивший пробелы в римском сакраментарии введением фрагментов Геласианского. Алкуиновский римско-галликанский синтез стал окончательной формой римской мессы. Молитвы, произносящиеся у алтаря в своей нынешней форме стали самой поздней частью мессы. Они развились из средневековых обрядов частного приготовления к мессе и получили формальное утверждение в миссале Пия V. Однако практиковались они задолго до Реформации и появились в первом печатном издании римского миссала 1474 г. «Gloria» вводилась постепенно и сначала пелась лишь по праздникам на епископских мессах.

Миссал Пия V был приведён в соответствие с требованиями Тридентского собора и стал называться «Missale Romanum ex decreto sacrosancti Concilii Tridentini restitutum» («Римский миссал, восстановленный по указаниям cвятого Тридентского Собора»). На его основании сформировалась Тридентская месса. Адриан Фортескье, автор «Описания церемоний римского обряда», в 1912 г. заметил: «Нет сомнений в том, что в каждой реформе можно найти то, что кто-то предпочёл бы не менять. Но справедливая и разумная критика признает, что проделанное Пием V восстановление литургии было в целом весьма удовлетворительно. Мерилом действий комиссии была древность. Она упразднила позднейшие витиеватости и устремилась к простоте, не разрушая, в то же время, красочные элементы, привносящие в суровую римскую мессу красоту поэзии. Она изгнала сонм длинных секвенций, постепенно загромоздивших мессу, но сохранила пять, несомненно, лучших из них; она сократила процессии и сложный церемониал, но сохранила действительно плодотворные церемонии, свечи, возложение пепла, пальмовые листья и прекрасные обряды Страстной недели. Несомненно, нам, жителям Запада, есть чему радоваться, имея римский обряд в форме, сохранённой миссалом Пия V».

После этого было несколько ревизий, но до Второго Ватиканского собора они не имели большого значения. Таковы были в частности бреве Климента VIII «***** sanctissimum» от 7 июля 1604 г. и «Si quid est» Урбана VIII от 2 сентября 1634. Ватиканский градуал 1906 г. стал содержать возрождённые формы напевов, используемые целебрантом, которые должны быть включены в миссал. В 1969 г. была провозглашена ревизия, опубликованная в римском миссале в 1970 г. Она включала 2 небольших заголовка — «Ordo missae» («Порядок мессы») и «Institutio generalis missalis Romani» («Общее руководство римского миссала»). В 1975 и 2000 Иоанн Павел II сделал ещё несколько небольших ревизий.

Чин

Предварительной фазой мессы является омовение рук перед прикосновением к приношениям, о котором Фома Аквинский заметил: «Мы не привыкли прикасаться к каким-либо ценным вещам, кроме как чистыми руками; так не подобает же и к столь великому таинству приближаться с руками замаранными». Изначально перед этим никаких молитв не произносилось, но позже в литургических книгах появился 25-й псалом, где читается: «lavabo inter innocentes manus meas» («умываю руки свои между невинными»). После этого обычно поются посвящённые покаянию «Confiteor» и «Kyrie eleison». По воскресеньям, кроме постных периодов и некоторых праздников, после этого поётся «Gloria», завершающая вступительную часть мессы.

Современный чин мессы

    *
          o начальные обряды;
          o обряд покаяния («Confiteor»);
          o «Kyrie»;
          o гимн «Слава в вышних Богу» («Gloria») (только по воскресеньям, на торжествах и праздниках и опускается на Адвенте и Великом посте);
          o коллекта;

    * литургия Слова:
          o Первое чтение из Библии (по воскресеньям — из Ветхого Завета, во время Пасхи — из «Деяний апостолов»);
          o респонсориальный псалом;
          o Второе чтение из Нового Завета (только по воскресеньям и на важных праздниках);
          o «Аллилуйя»;
          o чтение Евангелия;
          o проповедь;
          o Символ веры (по воскресеньям и на торжественных мессах);
          o Молитва верных;
          o воскурение ладана;
    * Евхаристическая Литургия:
          o приготовление алтаря и даров (офферторий);
          o молитва над дарами;
          o евхаристическая молитва (анафора):
                + префация;
                + «Свят, свят, свят» («Sanctus, sanctus, sanctus»);
                + эпиклеза;
                + тайноустановительные слова;
                + аккламация;
                + завершающая доксология;
          o молитва «Отче наш»;
          o знак мира;
          o преломление хлеба и чтение «Agnus Dei» («Агнец Божий»);
          o причащение;
          o молитва;
    * завершающий обряд (благословение участвовавших и окончание мессы).

Тридентский чин

В Тридентской мессе используются 2 чина — для катехуменов и собственно верующих. В motu proprio «Ecclesia Dei» Иоанн Павел II подчеркнул важность сохранения Тридентской мессы для практикующих её отправление.

Для катехуменов:

    * приготовление и акты покаяния:
          o окропление святой водой при чтении псалма 51 (9,3);
          o крестное знамение у подножия алтаря;
          o молитвы «Introibo ad altare Dei» и «Iudica me» из 43-го псалма;
          o обряд покаяния («Confiteor»);
          o молитва на основе некоторых библейских пассажей (Быт., 26:33, 34; 1 [3] Цар., 6:16 и 8:6, 2 Хроник [2 Пар.], 3:8, Иез., 41:4 и др.);
          o интроит;
          o «Kyrie»;
          o «Gloria».
    * Символ веры:
          o коллекта;
          o чтение посланий святого Павла;
          o чтение градуала и «Аллелуйя»;
          o чтение Евангелия с предварительной краткой молитвой на основе Ис., 6:6;
          o проповедь;
          o чтение Никейского символа веры .

Для верующих:

    * офферторий, где играется антифон и преломляется хлеб и вино:
          o воскурение ладана над дарами и среди верующих и чтение псалма 25 (26):6-12;
          o молитва святейшей Троице;
          o молитва «Orate fratres» и секрет;
    * консекрация и акты благодарения и надежды:
          o префация канона;
          o чтение правила консекрации, включающee воскурение ладана;
          o приготовление к консекрации;
          o собственно консекрация;
          o приношение символической жертвы;
          o напоминание о воскрешении мёртвых;
          o «аминь», завершающий вторую часть;
    * причащение:
          o молитва «Libera nos»;
          o преломление хлеба на 3 части;
          o «Agnus Dei»;
          o молитва за мир («pax»);
          o приготовление к причащению;
          o получение святых даров и чтение молитвы на основе Мат., 8:8;
    * благодарение:
          o молитвы;
          o играние антифона;
          o традиционные слова «ite, missa est» и благословение;
          o чтение Ин., 1:1-14;
          o молитвы «Ave Maria», «Salve Regina» и святому архангелу Михаилу;
          o кантика на основе Дан., 3.

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 15814

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа
  • Славянский завод Керамики https://slavka.biz
    slavka.biz

    spb-motor.ru