винкс

Австрия



АВСТРИЯ, Республика Австрия (Republik Еsterreich) — гос-во в Центр. Европе; столица — Вена; офиц. яз. — немецкий; терр. 83 858 кв. км; нас. 8,14 млн. чел.: католики — 76,31% , протестанты — 4,77%, христиане иных конфессий — 2,7%, мусульмане — 2,46%, иудеи — 0,2%, не исповедующие никакой религии и атеисты — 8,6%, неизвестно о рел. принадлежности — 3,7%.


Исторический очерк


Земли совр. А. к югу от Дуная были завоеваны к I в. до н.э. римлянами и относились вплоть до VI в. н.э. к различным провинциям Римской империи: Норик, Реция и Паннония, заселенным преимущественно кельтскими племенами. Первое документированное свидетельство о распространении христианства в этих землях относится к 174 н.э. Христ. общины возникали прежде всего в крупных поселениях вдоль Дуная. В IV–V вв. здесь складывалась церк. организация: еп-ва Вирин (Цолльфельд), Теурния (Санкт Петер им Хольц), Агунт (Линц), Курия (Хур), Лауриак (Лорх). Ко времени гонений имп. Диоклетиана восходят известия о нескольких христ. мучениках в этих землях: в Лауриаке был казнен за исповедание Христа рим. воин Флориан вместе с 40 др. христианами, в Петтау — еп. Викторин. Дальнейшее распространение христианства было приостановлено вторжением герм. племен в эпоху Великого переселения народов (V в.). После 568 западно-австр. земли были заняты аварскими и баварскими племенами, среди которых в VI–VII вв. действовали ирл. миссионеры. С именем св. Руперта связано основание аббатства Св. Петра в Зальцбурге (ок. 700) и еп-ва Зальцбурга (ок. 710). Это еп-во (после 789 — архиеп-во), как и еп-во Пассау, было форпостом христианизации Юж. и Вост. А. и центром распространения герм. культурного влияния. После того как в 788 Карл Великий присоединил Баварию к Франкскому королевству, Зальцбургскому архиеп-ву было поручено распространение христианства среди славян в Моравии (напр., архиеп. Адалрам ок. 830 крестил слав. князя Привина), поэтому архиепископы Зальцбурга были противниками христианизации Моравии др. миссионерами, в т.ч. Кириллом и Мефодием.


В X в. во время венг. нашествия (900–955) церк. структуры в австр. землях были разрушены. После победы Оттона I над венграми при р. Лех (955) Церковь начала постепенно возрождаться.


В гос-ве австр. герцогов Бабенбергов, занимавшем значительную часть терр. современных земель Вена, Нижняя А. и Верхняя А., шло дальнейшее развитие церк. структур. 270 лет правления Бабенбергов были ознаменованы для центр. части будущей А. стремительным культ., рел. и полит. развитием. Действуя согласно распоряжениям Папы Григория VII, Зальцбургские архиепископы Гебхард (1060–88) и Тимо (1090–1102) заслужили славу реформаторов Церкви в А. Расцвет монашеский орденов в А. пришелся на время правления архиеп. Конрада I (1106–47), когда монастыри становились центрами христ. просвещения в стране. Наиболее активно действовали регулярные каноники св. Августина, бенедиктинцы, премонстраты и цистерцианцы. В правление Леопольда VI (1198–1230) гос-во Бабенбергов стало одним из наиболее могущественных княжеств Свящ. Рим. империи, а Вена превратилась для этих земель в центр распространения христ. культуры.


После прекращения династии Бабенбергов (1246) и победы нем. короля Рудольфа Габсбурга над богемским королем Пршемыслом II Оттокаром (1278), захватившим австр. земли в 1251, в А. на 636 лет (1282–1918) установилось правление Габсбургов. С 1438 Габсбурги неизменно являлись императорами Свящ. Рим. империи (кроме 1742–45). Важным очагом развития рел. жизни и богосл. наук стал основанный в 1365 князем Рудольфом IV Венский ун-т.


В течение XVI в. в австр. земли проникала Реформация. Хотя правящий дом оставался католическим, местное дворянство почти целиком приняло протестантизм, и к 1570 А. стала по бóльшей части протестантской. Широкому наступлению Реформации пытались оказать сопротивление вел. кн. Фердинанд (с 1558 имп. Фердинанд I), Венские епископы Иоанн Фабер (1530–41) и Фридрих Наузег (1541–52), а также иезуиты, основавшие в 1552 в Вене свою коллегию. В то время главным преобразователем жизни Католической Церкви в А. стал провинциал иезуитов Пётр Канизий. Значительную роль в возрождении Католической Церкви, помимо иезуитов, играли капуцины, варнавиты и сервиты. Позиции католичества укрепились при императорах Рудольфе II (1576–1612), Маттиасе (1612–19) и Фердинанде II (1619–37), большое значение в этом имела деятельность катол. епископов: еп. Венского Мельхиора Клесла, еп. Лавантского Георга Штобеуса и еп. Зескауского Мартина Бреннера. После Тридцатилетней войны (1618–48) Контрреформация одержала полную победу над протестантизмом — А. вновь стала католической.


В XVII–XVIII вв. А. переживала мощный расцвет культуры катол. барокко; вместе с тем, начиная с 1750-х, все более возрастало влияние гос-ва на дела Церкви. В контексте государственно-церк. отношений эта эпоха получила название иосифизма (с 1765 до 1790, в более широком значении — вплоть до 1850). При имп. Иосифе II (1780–90) в церк. жизни произошли многочисл. перемены. Были реорганизованы многие катол. епархии и основано большое количество новых приходов, в то же время были распущены созерцательные монашеский ордена, а их имущество передано в церк. фонды. Католическая Церковь перешла под контроль императора, а священников гос-во рассматривало как правительственных чиновников. Политика иосифизма обострила отношения А. со Св. Престолом, с которым А. с конца XVII в. пребывала в состоянии постоянных конфликтов на полит. почве.


Изменившаяся полит. ситуация в Европе периода наполеоновских войн вынудила имп. Франца II, приняв титул австр. императора (1804), сложить с себя корону императора Свящ. Рим. империи, прекратившей свое существование в 1806. После Венского конгресса (1814–15) в А. усилилась тенденция к упрочению «альянса алтаря и трона». Австр. канцлер Клеменс фон Меттерних видел в Церкви прежде всего защиту от революционных и освободительных течений в среде европ. народов. В это время гос-во по-прежнему старалось доминировать над Церковью, но вместе с тем возросло катол. влияние в обществ. и культ. жизни, в первую очередь благодаря деятельности монаха-редемпториста Климента Марии Хофбауэра (1751–1820), в венском кружке которого были собраны лучшие силы дворянства, крупнейшие деятели политики, науки и лит-ры, а также студенчество.


Революционные события 1848–49 подорвали альянс абсолютистской монархии и Церкви. 1860–70-е прошли под знаменем борьбы либерализма против влияния Церкви, что позднее отразилось в австр. законодательстве (в конституциях 1860, 1861 и 1867). В то же время авторитет Церкви возрастал благодаря развитию катол. печати, организации Дней католиков (с 1850) и деятельности епископата. 18.08.1855 между А. и Св. Престолом был заключен конкордат, положивший конец политике иосифизма в государственно-церк. отношениях. В 1861 имп. Франц Иосиф издал новый манифест о веротерпимости. Однако новым кабинетом министров (т.н. «буржуазным министерством»), назначенным имп. после принятия Декабрьской конституции 1867, был проведен ряд реформ, ограничивающих сферу действия конкордата 1855, что вызвало резкий протест со стороны Католической Церкви. Под давлением имп. и «буржуазного министерства» австр. епископы вошли в ряды оппозиции на I Ватиканском соборе, а провозглашение догмата о безошибочности Папы в 1870 австр. правительство использовало как предлог для разрыва конкордата.


Первая мировая война привела к установлению в А. республиканского строя. Сразу же после провозглашения республики Католическая Церковь призвала верующих оставаться лояльными к новому полит. строю и активно сотрудничать в его установлении. Католики принимали деятельное участие в полит. жизни, создав Христианскую социальную партию. Опорой этих процессов была деятельность видного политика священника Игнаца Сайпеля (1876–1932), занимавшего пост канцлера в 1922–24 и 1926–29. В то же время авторитарные полит. взгляды Сайпеля, сформировавшиеся в парламентской борьбе против марксистского и нацистского влияния, вели к ослаблению демокр. начал в об-ве. Полит. последователь Сайпеля и его преемник на посту канцлера в 1932–34 Энгельберт Дольфус (1892–1934) создал в А. авторитарное гос-во, опиравшееся на поддержку Католической Церкви. «Австрия, — заявил в 1932 Дольфус, — разрабатывает конституцию, вдохновляемая принципами, положенными Папой Пием XI в основу энциклики Quadragesimo anno». Во главе церк. иерархии А. в 1913–32 стоял архиеп. Венский кард. Ф.Г. Пиффль (1864–1932), инициатор и создатель многочисл. церковных институтов и ассоциаций. Новый конкордат, заключенный в 1933 (ратифицирован в 1934), определил статус Католической Церкви в гос-ве, а также статус дух. и рел. образования, узаконил деятельность церк. школ и пастырскую деятельность в вооруженных силах; гос-во также признало законность церк. браков.


Во время нацистской оккупации А. (1938–45) Церковь подвергалась преследованиям со стороны национал-социалистов. Конкордат 1933 игнорировался нацистским пр-вом, катол. организации и школы были распущены, гражданские браки введены как обязательные, церк. фонды конфискованы в пользу Третьего рейха. Было закрыто большое количество монастырей, многие священники, монахи и миряне подверглись преследованиям, отправлены в концлагеря или казнены. Под давлением национал-социалистов ок. 300 тыс. человек официально разорвали отношения с Церковью.


После освобождения А. церк. организации были восстановлены, отношения между Церковью и гос-вом начали улучшаться. Многие верующие вступили в катол. организации для мирян: «Katholische Aktion» («Католическое действие»), «Katholische Jugend» («Католическая молодежь»). В 1957 австр. пр-во признало конкордат 1933 и обратилось к Св. Престолу с предложением вступить в переговоры для внесения в него поправок в связи с изменившимися обстоятельствами. В 1960, 1962, 1964 и 1968 между А. и Св. Престолом были достигнуты соглашения, регулирующие совр. положение Католической Церкви в стране. После II Ватиканского собора были проведены реформы литург. жизни, получили распространение новые формы пастырской деятельности, что значительно повысило степень участия мирян в жизни Церкви. Папа Иоанн Павел II посещал А. в сент. 1983, в июне 1988 и в июне 1998.


Статистика Католической Церкви


В стране существует 2 митрополии, 7 епархий, 1 воен. ординариат, 1 ординариат для украинцев визант. обряда, 1 территориальное аббатство, 3049 приходов, 22 епископа, 2776 епарх. свящ., 2202 монаха-свящ., 479 монахов, 6492 монахини. Число католиков лат. обряда — 6207 тыс., визант. обряда — 5 тыс.


Лит-ра: Wolfsgruber C. Kirchengeschichte Еsterreich-Ungarns. W., 1909; Tomek E. Kirchengeschichte Еsterreichs. S.l., 1935–59. 3 Bd.; Wodka J. Kirche in Еsterreich. W., 1959; Weinzierl-Fischer E. Die Ъsterreichischen  Konkordate von 1855 und 1933. W., 1960; Klostermann F. et al. Die Kirche in Еsterreich: Staatskirchenrecht. Essen, 1992; Religions in Austria. W., 1997.


А. Юдин


Искусство


Первые памятники христ. искусства на территории А. — однонефные церкви — восходят к сер. V в. В раннесредневековом искусстве А., ставшей ядром Свящ. Рим. империи, герм. влияние сочеталось с итал., западноевроп. культура взаимодействовала с восточнославянской. Такое сочетание надолго определило своеобразие художественной культуры А. С VIII в. в монастырях развивалось искусство рукописной книги и миниатюры. К IX в. относятся наиболее ранние настенные росписи в церквях. В XII в. достигла расцвета живописная школа в Зальцбурге (миниатюры и монументальные росписи). В романскую эпоху (XII–XIII вв.) появились первые монументальные соборы (напр. в Гурке и Зальцбурге). С конца XIII — нач. XIV в. в искусстве А. господствовала готика, распространению которой способствовали цистерцианцы, доминиканцы и францисканцы. Для зрелой австр. готики характерен тип зальной церкви с нефами равной высоты; ведущим худож. центром А. стала Вена (резиденция Габсбургов Хофбург; собор Св. Стефана, построен в 1141, перестроен в 1330–1433). В скульптуре и живописи во 2-й пол. XIV в. развивались натуралистические тенденции, а к 1400 расцвел «мягкий стиль» (weicher Stil) интернац. готики. Во 2-й пол. XV в. отразилось влияние Фландрии (алтарь Шотландской церкви в Вене) и раннего итал. Возрождения (творчество М. Пахера). Еще более отчетливо ренессансные черты проявились в искусстве 1-й пол. XVI в. (кафедра работы А. Пильграма в соборе Св. Стефана в Вене; Дунайская школа живописи). Сакральная архитектура в XVI в. в результате Реформации утратила свое значение и своеобразие. В светских постройках, напротив, нашли применение целостные ренессансные концепции (замок Порча в Шпиттале). Эпоха Контрреформации и завершение Тридцатилетней войны (1648) дали мощный импульс развитию катол. искусства во 2-й пол. XVII в. Этот период отмечен расцветом монастырского и церк. строительства, которое продолжалось и в следующем столетии. Успешные войны с Турцией (особенно победа под Веной в 1683) способствовали сложению имперского и национально-патриотического идеала в искусстве конца XVII — нач. XVIII в., который определил характер австр. барокко. Наиболее ярко этот стиль проявился в архитектуре. И.Б. Фишер фон Эрлах (дворец Шенбрун, церковь Св. Карла Борромео в Вене) и Л. Хильдебрандт (дворец Даун-Кинских, Нижний и Верхний Бельведер в Вене) создали в А. одну из наиболее своеобразных и влиятельных школ европ. барокко. В живописи этого периода наиболее интересны монументальные церк. росписи (И.М. Роттмайер, Ф.А. Маульберч). Наполеоновские войны и крушение Свящ. Рим. империи (1806) привели на рубеже XVIII–XIX вв. к спаду в развитии австр. худож. культуры. Искусство классицизма и романтизма в А. по своему уровню уступало ведущим европ. школам. Самым ярким явлением в искусстве 1-й пол. XIX в., особенно в Вене, был стиль бидермейер (Г.Ф. Вальдмюллер). Во 2-й пол. XIX и в нач. XX в. А. вновь выдвинулась в первый ряд худож. школ Европы. Объединение «Сецессион» (осн. в 1897) стало одним из гл. течений стиля модерн в Европе (художник Г. Климт, арх. О. Вагнер). Первые десятилетия XX в. были отмечены расцветом экспрессионизма (О. Кокошка). Новейшую церк. архитектуру в А. определили работы учеников Д. Бема: церковь Христа-Царя в Глогнице (1963, арх. Хольцмайстр), церковь в Донавитце (1954, арх. Лебволь и Вебер) и др.


Лит-ра: Benesch O. Kleine Geschichte der Kunst in Еsterreich. W., 1950; Dehio G., Ginhart K. Die KunstdenkmКler Еsterreichs. W., 1956; Baumann E. Crossroads of European Art: A Concise History of Art and Architecture in Austria. Salzburg, 1964; FeuchtmЯller R. Kunst in Еsterreich. W., 1972–73. 2 Bd.


Г. Смирнов


Литература


Австрийская лит-ра развивалась в русле нем. языковой культуры, однако многонац. характер гос-ва, а также доминирующее в А. катол. вероисповедание определили ее своеобразие. К самым древним памятникам австр. лит-ры относятся рукописи XI — нач. XII в. (напр. из мон. Форау), рел. эпос кон. XI в. о Сотворении мира — т.н. Венское Бытие (Wiener Genesis); в 1-й пол. XII в. возникли повествования на библ. темы, а также поэма Жизнь Иисуса (Das Leben Jesu), созданная Авой (ум. 1127), первой поэтессой, писавшей на нем. языке. Из поэзии той эпохи можно выделить соч. Детство Иисуса (Kindheit Jesu, ок. 1200) Конрада фон Фуссесбруннена. На рубеже XIII–XIV вв. на нем. яз. переводятся лат. псалмы, гимны и секвенции. В XIV–XVI вв. в лит-ре А. важное место занимала драматургия; широкое распространение получила рел. драма на тему Страстей Христовых.


Появление в А. иезуитов (1551) дало импульс развитию катол. лит-ры; помимо полемических соч. и рел. песнопений особое значение приобрел школьный театр, теоретиком которого был Якоб Понтанус. В монастырях развивалась также и рел. гуманистическая лит-ра (Якоб Бальде и др.). Элементы фольклора проникли в проповеди и полемические произведения известнейшего проповедника и писателя, монаха-августинца Абрахама а Санта Клара.


Самый известный представитель австр. романтизма Н. Ленау (1802–50), критикуя догматы Церкви (Фауст, 1836; Савонарола, 1837; Альбигойцы, 1842), пытался создать собственную систему рел. взглядов. В кон. XIX в. австр. лит-ра благодаря ряду талантливых писателей приобрела междунар. значение. Р. фон Кралик (1852– 1934), философ, энциклопедист и поэт, в 1905 основал об-во «Граальбунд», издававшее журнал Грааль, вокруг которого сосредотачивались писатели, вдохновлявшиеся катол. романтизмом. В своем творчестве Кралик обращался к жанру ср.-век. мистерии.


В нач. XX в. в русле катол. системы ценностей оставались виднейшие лирики того периода: Г. фон Гофмансталь (обращавшийся в драматургии к античным и ср.-век. темам), Р.М. Рильке (в ранний период творчества), а также близкий к франц. символистам Р. фон Шаукаль. Ист. проза А. рел. характера на рубеже XIX–XX вв. была представлена сочинениями катол. писательницы Э. Хандель-Мадзетти (1871–1955). В XX в. австр. лит-ра, наряду с прозаиками, далекими от катол. традиции (С. Цвейг, Ф. Кафка), дала также множество писателей, вдохновленных катол. мыслью; в их числе — А. Шницлер, Г. Бар, Р. Биллингер, М. Мелль, драматург Х.Х. Ортнер, поэт-экспрессионист Г. Тракль, а также Р. Хенц. В конце жизни склонялся к католичеству выдающийся представитель австр. экспрессионизма Франц Верфель.


Лит-ра: Nagl J.W., Zeidler J., Castle E. Deutsch-Еsterreichische Literaturgeschichte. W., 1899–1937. 4 Bd.; List R. Katholische Dichtung in Еsterreich. W., 1934; Vogelsang H. Der katholische Roman in Еsterreich // Еsterreich in Geschichte und Literatur 11 (1967), 311–331; Osinski J. Katholizismus und deutsche Literatur. Paderborn, 1993.


(EK)


Музыка


Музыка в А. развивалась в тесной связи с Католической Церковью. До XV в. она культивировалась преимущественно в монастырях (старейшие из которых — Св. Петра в Зальцбурге и аббатство Св. Агапита в Кремсмюнстере), соборах и при дворе. В 1493 имп. Максимилиан I основал придворную капеллу в Вене. Для австр. церк. музыки XV–XVI вв. характерно сильное влияние нидерл. полифонической школы. В Инсбруке и Вене работал композитор Х. Изак (ум. 1517), автор месс, мотетов и песен.


Имп. Фердинанд III, Леопольд I и Иосиф I сами сочиняли музыку, в т.ч. церковную. В XVII — нач. XVIII в. в Вене работали итал. оперные композиторы (М.А. Чести, А. Драги, А. Кальдара). Крупнейшим австр. композитором той эпохи был И.Й. Фукс (1660–1741), автор опер, церк. соч. и трактата Восхождение на Парнас (Gradus ad Parnassum), по которому учились контрапункту все последующие австр. и нем. музыканты.


При имп. Марии Терезии возникла венская классическая школа. Ее предтечей был реформатор оперы К.В. Глюк (Орфей и Эвридика, 1762). К венским классикам относятся Й. Гайдн, В.А. Моцарт и Л. ван Бетховен. В их творчестве достигли совершенства инструментальные жанры — симфония, концерт, квартет, соната. Все они писали также оперы и духовную музыку, хотя во времена имп. Иосифа II церк. сочинений появлялось мало. В сфере церк. музыки славился М. Гайдн, брат Й. Гайдна.


В XIX в. в австр. музыке господствовало романтическое направление. Некоторые романтики писали церк. музыку (Ф. Шуберт, А. Брукнер), но возобладавшее к 1860 течение «цецилианства», стремившееся к очищению церк. музыки от светских влияний, привело к ее отмежеванию от совр. композиторского творчества. Композиторы предпочитали иные жанры — зингшпиль, оперетта, танец (Ф. Ланнер, семья Штраусов, Ф. Зуппе), симфония, песня (Шуберт, Брукнер, Х. Вольф, Г. Малер).


В нач. XX в. сложилась новая венская школа (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн), открывшая путь муз. авангарду. Шёнберг создал ряд соч. на библ. темы (неоконченная опера Моисей и Аарон). Из видных австр. композиторов XX в., церк. музыку писал И.Н. Давид (1895–1977).


Лит-ра: Kochel L. Die Kaiserliche Hof-Musikkapelle in Wien von 1543 bis 1868. W., 1868; Schneider C. Geschichte der Musik in Salzburg von der Кltesten Zeit bis zur Gegenwart. Salzburg, 1935; Schenk O.E. 950 Jahre Musik in Еsterreich. W., 1946; Knepler G. Musikgechichte des XIX. Jahrhunderts. B., 1961, Bd. 2: Еsterreich; Tittel E. Еsterreichische Kirchenmusik. W., 1961; Pass W. Musik und Musiker am Hof Maximilians II. W., 1973.


Л. Кириллина

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 5131

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа