винкс

Ад



АД — местопребывание и состояние умерших грешников. Слово «ад» (греч. άδης, Άιδης, от Άϊδης — Аид, позже — также «подземное царство»), вероятно, изначально означает «темный»; лат. infernus — «находящийся внизу» (т.е. «подземный»). В НЗ для А. нередко используется слово геенна.


В Библии. Учение об А. восходит к древнеевр. понятию, šeol  (преисподняя). Это темная бездонная пещера, куда сходят все люди после смерти (Быт 37, 35; Втор 32, 22; Пс 88, 7; Иез 32, 23). Об этой бездне говорится как о «ненасытной» (Притч 30, 16). По мере развития представлений о посмертном воздаянии, зависящем от того, как человек прожил свою жизнь, появляются типичные образы, обещающие вечное наказание отступающим от Бога, — огонь и черви, постоянно пожирающие их (Ис 66, 24). В Дан 12, 2 говорится о предстоящем воскресении праведников для вечной жизни, а грешников — для вечного наказания. Тема А. как места наказания грешников развивается в Ис 33, 14–16 и Мал 4, 1–3. Иисус Христос говорит об А. как о месте вечного осуждения, приготовленном для дьявола и ангелов его (Мф 25, 41), а также и для всех тех, кто отвергает данное им Богом спасение. В А. горит вечный огонь, царит тьма, плач и скрежет зубов (Мф 13, 42.50; 25, 30). Ап. Павел говорит о посмертном наказании в терминах вечной погибели (2 Фес 1, 9) и отлучения от Царства Божия (1 Кор 6, 9–10; Еф 5, 5). В Откр 20, 10 и 21, 8 А. описывается как горящее серное озеро.


Учение Церкви и богословие. Церковь неоднократно утверждала реальность А. как вечного наказания за совершенное в жизни зло (DH 72, 76, 801, 1351). Ориген изложил (возможно, как гипотезу) альтернативное учение об апокатастасисе («восстановлении») — спасении всех, даже грешных, душ, хотя последним предстоит пройти очищение огнем, о котором говорит Писание. Это учение, нашедшее определенное одобрение у некоторых Отцов Церкви (напр., у Григория Нисского), все же не было принято Церковью. Различают два рода наказаний в А. — вечная утрата возможности лицезрения Бога (poena damni) и чувственные страдания (poena sensus). Правосл. богословы, отвергая существование чистилища, полагают, что, хотя после смерти души праведников испытывают блаженство в раю, а души грешников — муки в А., вопрос об окончательной судьбе всех людей решит только Страшный суд. Согласно катол. вероучению, после смерти одни души попадают в рай, другие перед этим должны пройти определенные испытания в чистилище, а третьи сразу после смерти, еще до Страшного суда, отправляются в А. Такое определение принято II Лионским и Ферраро-Флорентийским соборами (DH 858, 1306). В Катехизисе Католической Церкви написано: «Церковное учение утверждает, что ад существует и что он вечен. Души тех, кто умирает в состоянии смертного греха, после смерти немедленно нисходят в ад, где претерпевают адские муки, огонь вечный. Главная адская мука состоит в вечной разлуке с Богом, тогда как в Нем Одном может человек иметь жизнь и счастье, для которых сотворен и к которым стремится» (п. 1035).


А. — состояние после смерти, не желаемое Богом, а вызванное человеком. А. — утрата общения с Богом и Его спасительным действием, вечное «неосуществление» человека, ставшее необратимым. Возможность этого вечного «неосуществления» основана на свободе человека принимать решение относительно самого себя; в условиях этой свободы человек может отречься от Бога. Не случайно Иисус Христос, говоря об этом, пользуется суровыми, даже пугающими (хоть и традиционными) образами.


Иконография. Первые изображения А. связаны с двумя сюжетами: сошествием в А. Христа, освобождающего из него Адама, Еву и в.-з. праведников, и притчей о богаче и Лазаре (Лк 16, 19–31). Позже появляются изображения Страшного суда (нередко на зап. стенах храмов), часть которых занимает А.: демоны, наказывающие грешников, разделенных по типам грехов. Другие сюжеты — огонь, пылающий между скал или в печах; ворота; крепость; пожирающие грешников громадный червь, змей, гигантская пасть или голова сатаны. В позднем Средневековье грешников нередко представляли в одеяниях королей, князей, ростовщиков и т.д., изображаемые наказания стали более изощренными. В эпоху Возрождения в Италии заметно влияние Данте (напр. у Джотто, Микеланджело). Для североевроп. изображений были характерны гротеск, хаотические расположения фигур, апокалиптические пейзажи (Босх, Брейгель Старший). Связанные с А. мотивы в искусстве XIX–XX вв. носят скорее психологический характер (Роден, Мунк).


Лит-ра: Encyclopedia of Theology: The Concise Sacramentum Mundi / Ed. K. Rahner. NY., 1975, p. 602–604; Moser G. Die Botschaft von der Vollendung. DЯsseldorf, 1983; Balthasar H.U. von. Was dЯrfen wir hoffen? Einsiedeln, 1986; Idem. Kleiner Diskurs Яber die HЪlle. Ostfildern, 1987; Vorgrimmler H. Geschichte der HЪlle. MЯ., 1993.


о. З. Кияс, А. Горелов

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 5703

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа