винкс

Ипполит римский, мч. св.



Также известен как Ипполит из Порто. В III веке был римским солдатом, охранявшим заключённых христиан. Был обращён ими в веру. Принял мученичество за помощь в погребении узников.

По ошибке он появляется в отдельных календарях дважды: как Ипполит Римский и Ипполит из Порто. День памяти второго отмечается 22 августа. Эта ошибка была исправлена в 1969 г. Принял смерть, будучи привязанным к двум диким лошадям, разодравшим его; фрагменты его тела были собраны и захоронены вдоль Via Tiburtina, в Риме, Италия.

Его имя означает непривязанная лошадь. Покровитель лошадей и тюремщиков. В искусстве святого Ипполита изображают в виде коня.

Ипполит Римский

Мученик, пресвитер и антипапа; дата рождения неизвестна; умер ок. 236. До публикации в 1851 г. недавно обнаруженного «Philosophumena» о нём было невозможно получить точные сведения из противоречивых источников:
Евсевий упоминает о нём как о епископе какой-то церкви и перечисляет некоторые его работы. (Hist. eccl., VI, xx, 22).
Святой Иероним также описывает его как епископа неизвестной епархии, даёт длинный список его произведений, и упоминает об одной его проповеди, произнесённой в присутствии Оригена, к которому он имеет прямое отношение. (De viris illustribus, cap. 1xi).
В Хронографии 354 г. в списке Пап есть упоминание о том, как епископ Понтиан (Pontianus) и пресвитер Ипполит были изгнаны на остров Сардиния в 235 г.; в римском календаре в этой же связи 13 августа отмечается память Ипполита на Виа Тибуртина и Понтиануса в катакомбах Каллиста (ed. Mommsen in «Mon. Germ. Hist.: auctores antiquissimi», IX, 72, 74).
Согласно надписи на могиле Ипполита, составленной Папой Дамасом, (Damasus), будучи пресвитером, он был приверженцом Новатианской схизмы, но перед смертью убеждал своих последователей воссоединиться с Католической церковью (Ihm, «Damasi epigrammata», Leipzig, 1895, 42, n.37).
Пруденций написал гимн о мученике Ипполите («Peristephanon», hymn XI, in P.L., LX, 530 sqq.), где есть описание мученичества в Остии или Порто, как Ипполит был разорван на части дикими лошадьми, очевидно как воспоминание о античном Ипполите, сыне Тесея (Theseus).
Поздние греческие авторы (например Georgius Syncellus., ed. Bonn, 1829, 674 sqq.; Nicephorus Callistus, «Hist. eccl.», IV, xxxi) дают о нём не больше информации, чем Евсевий и Иероним; одни называют его епископом Рима, другие - епископом Порто. Согласно Фотию (Photius, Bibliotheca, codex 121), он был учеником св. Иренея. Восточные авторы, как и Папа Геласий, помещают епархию Ипполита в Бостру, главный арабский город.
В некоторых поздних легендах также упоминается Ипполит. Св. Лаврентий говорит о нём как об офицере, охранявшим блаженного диакона, который был обращён со всей своей семьёй и убит дикими лошадьми (Acta SS., August, III, 13-14; Surius, «De probatis Sanctorum historiis», IV, Cologne, 1573, 581 sqq.). Легенда из Порто отождествляет его с мучеником Нонном (Nonnus) и рассказывает о его мученичестве вместе с другими, принятом в том же городе (Acta SS., August, IV, 506; P.G., X, 545-48).
Большой фрагмент мраморной статуи святого, найденный в 1551 и отреставрированный (обновлены верхняя часть тела и голова), сейчас находится в Латеранском музее; пасхальный цикл, рассчитанный Ипполитом и список его трудов выгравированы по краям стула, где сидит фигура Ипполита; монумент датируется третьим веком (Kraus, «Realencyklopädie der christlichen Altertumer», 661 sqq.).
Топография римских мучеников помещает могилу Ипполита на кладбище Виа Тибуртина, названном в его честь, где возведена базилика, и там же приводятся легенды, связанные с ним; Де Росси обнаружил склеп святого исповедника (Bullettino di archeologia cristiana, 1882, 9-76).

Находка «Philosophumean» позволила прояснить детали самого важного периода жизни св. Ипполита посредством его собственных свидетельств, и в то же время проверить и исправить противоречивые сведения старых источников. Мы исходим из того, что Ипполит на самом деле был автором этого труда, гипотеза, принимаемая сегодня практически всеми исследователями.

Ипполит был настоятелем Церкви в Риме в начале третьего столетия. Вполне возможно допустить, что он мог быть учеником святого Иренея в Риме или Лионе. Также возможно, что Ориген слышал проповедь Ипполита, когда он приехал в Рим ок. 212 г. Во время правления Папы Зефирина (Zephyrinus) (198-217) он вступил в конфликт с ним и большей частью Римской Церкви, в основном по поводу христологических разногласий, вызывавших в то время в Риме споры. Ипполит боролся с ересями Феодосия и Алоги (Theodotion, Alogi), он также противостоял ложным учениям Ноэта, Эпигона, Клеоменеса и Савелия (Noetus, Epigonus, Cleomenes, Sabellius), слишком односторонне подчёркивавших единство Бога (монархианцы) и понимавших в Отце и Сыне лишь проявления (modi) божественной природы (модализм, савеллианизм). Ипполит, напротив, твёрдо отстаивал несомненные различия между Сыном (Logos) и Отцом, но не представляя Последнего Божественной Личностью, практически отделённого от Бога (дитеизм), и в то же время вместе подчинённых Отцу (субординационизм). Поскольку ересь в учении модалистов поначалу не была очевидной, Папа Зефирин (Zephyrinus) не высказал своей оценки. За это Ипполит смело порицал его, называя несведущим человеком, недостойным править Церковью Рима, орудием в руках честолюбивого и строящего козни дьякона Каллиста, чья ранняя жизнь злобно отображена в Philosophumena, IX, XI-XII. Поэтому когда Каллист был выбран Папой (217-218) по смерти Зефирина, Ипполит сразу отделился от Римской Церкви и был выбран антипапой небольшой группой последователей. Он их именует Католической Церковью, христиан - школой Каллиста. Он обвиняет Каллиста в том, что сперва они впали в ересь Феодосия, затем - Савелия; а также что церковный порядок, а особенно епитимия из-за алчности превратились в постыдное небрежение. Такие обвинения были совершенно беспочвенны. Сам Ипполит придерживался излишей строгости. Он продолжал оставаться антипапой во время нахождения на римской кафедре двух последующих преемников Каллиста, Урбана (с 222 или 223 по 230) и Понтиана (230-35), и в это время, скорее всего в период правления Понтиана, написал «Philosophumena». Он был выслан на непригодный для житья остров (insula nociva) Сардинию в то же время, что и Понтиан; и незадолго до этого, или вскоре после того, примирился с законным епископом и Римской Церковью. Поэтому после того, как оба ссыльных умерли на Сардинии, их останки в один и тот же день были перевезены в Рим, 13 августа, (или в 236 или несколькими годами позднее), и с торжественностью были преданы земле, Понтиан в папской усыпальнице в катакомбе Каллиста, а Ипполит - у Виа Тибуртина. Оба были равнопочитаемы Римской Церковью: убедительное доказательство того, что Ипполит примирился с той Церковью перед смертью. С его смертью схизма, должно быть, быстро закончилась, что объясняется её отождествлением с новатианской схизмой, как мы узнаём об этом от Дамаса.

То, что Ипполит был раскольничьим епископом Рима, и всё же его высоко почитали впоследствии как мученика и богослова, объясняет, почему в четвёртом столетии не было ничего известно о его епархии, так как его не было в списке римских епископов. Предположение, выдвинутое Лайтфудом (см. ниже), что он был епископом Порто, но с официальной резиденцией в Риме, не может считаться надёжным.

Оно было принято несколькими авторитетными специалистами, и связано с путаницей с мучеником из Порто. Де Росси выдвинул гипотезу, основанную на посланиях Дамаса, что Ипполит вернулся из ссылки, потом стал приверженцем Новатиана, а примирился он с Римской Церковью только перед тем, как принял мученичество при императоре Валериане (253-60), однако эта гипотеза несовместима с предположением, что он является автором «Philosophumena.» Праздник святого Ипполита отмечается 13 августа, дата назначена в соответствии с легендой св. Лаврентия; день св. Ипполита из Порто отмечают 22 августа.

Ипполит был самым значительным богословом и самым плодовитым автором Римской Церкви в доконстантиновскую эпоху. Тем не менее судьба его обширного литературного наследия оказалась незавидной. Большинство из его трудов дошло до нас в виде разрозненных фрагментов, многие сохранились только в ранних переводах на славянские и восточные языки; остальные - в вольном изложении. Автор писал на греческом, но в Риме этот язык более не понимали, и римляне утратили интерес к его работам, однако на Востоке их продолжали читать и много лет спустя, и его труды сделали его автора знаменитым. В его работах затрагиваются разные вопросы богословия, как следует из упомянутой надписи на изваянии, из Евсевия, св. Иеронима и восточных авторов. Он написал множество трактатов и комментариев к нескольким книгам Ветхого и Нового Заветов. Большинство из них дошли до нас только в виде фрагментов. Комментарий к Песне песней, однако, был скорее всего сохранён в изначальном виде («Werke des Hippolytus», ed. Bonwetsch, 1897, 343 sqq.); как и самый полный дошедший до нас комментарий по Книге Даниила в четырёх книгах (ibid., 2 sqq.). Восемь его работ, известных нам по названиям, затрагивают догматические и апологетические вопросы, но лишь одна из них дошла до нас в первоначальном греческом варианте. Она о Христе и Антихристе («De Antichristo», ed. Achelis, op. cit., I, II, 1 sqq.); остальные сохранились в фрагментах. Из всей полемики с еретиками самый значительный труд - «Philosophumena», оригинальное название kata pason aireseon elegchos (Опровержение всех ересей). Первая книга была известна достаточно давно; книги с IV по X, обнаруженные сравнительно недавно, были опубликованы в 1851 г. Но первые главы четвёртой книги, а также вторая и третья книги целиком до сих пор считаются утраченными. Первые четыре книги относятся к эллинским философам; книги с V по IX направлены против христианских ересей, последняя книга подводит итог. Эта работа является одним из самых важных источником в истории борьбы против ересей, против которых боролась раняя Церковь. В некоторых манускриптах авторство первой книги приписывается Оригену, Фотий относит её к римскому автору Каю (Caius) (q.v.), другие называют Тертуллиана и Новатиана. Однако большинство современных исследователей убеждены, что автором является Ипполит. Небольшой трактат против ересей (Syntagma), а также ранние работы Ипполита дошли до нас в виде более поздних изложений (Libellus adversus omnes haereses; Epiphanius, «Panarion»; Philastrius, «De hæresibus»). Он написал третью работу против ересей общего содержания, названную «Маленький лабиринт». Помимо этого Ипполит написал отдельные монографии против Марциона, монтанистов, Алоги и Кая. Из всего этого сохранилось лишь несколько фрагментов. Из под пера Ипполита вышли Пасхальный цикл и мировая летопись, к которой обращались поздние летописцы. И наконец св. Иероним пишет о его работе по церковным законам. Эти трактаты по каноническим законам сохранились под его именем: «Constitutiones per Hippolytum» (напоминающие восьмую книгу Апостольских установлений), Уложение египетской Церкви, на коптском и «Canones Hippolyti». Из этого первые две работы - несомненная подделка, а последняя, которую считал подлинной даже Ахелис (Achelis) (Die Canones Hippolyti, Leipzig, 1891), датируется, по всей вероятности, пятым или шестым веком.

Работы Ипполиты редактировались Фабрицием, «S. Hippolyti episcopi et mart. opera» (2 vols., Hamburg, 1716-18); Галланди в «Bibliotheca veterum patrum», II, 1766; in Migne, P.G., X; Лагардом (Leipzig and London, 1858); и Бонвечем (Bonwetsch) и Ахелисом, «Hippolytus» I, pts. I and II (Leipzig, 1897), в «Die gr. chr. Schriftsteller», серия книг, изданная берлинской Академией. «Philosophumena» редактировалась Миллером, как труд Оригена (Oxford, 1851); Дункером и Шнайдевином (Duncker, Schneidewin) как труд Ипполита (Göttingen, 1859), и в P.G., XVI. «Canones Hippolyti» редактировал Ханеберг (Haneberg) (Munich, 1870); Ахелис, «Die altesten Quellen des orientalischen Kirchenrechts», I, в «Texte und Untersuchungen», VI (Leipzig, 1891), 4.

День памяти 13 августа

Источник: Католический Петербург

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 3732

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа