винкс

Беда Достопочтенный, ОБ, Учитель Церкви



Родился в Нортамбрии, Англия, 673; умер в Джэрроу, Англия, 25 мая 735; объявлен Учителем Церкви Папой Львом XIII в 1899 (Northumbria, Jarrow).

Во дни, когда Нортамбрия была большим центром учёности с знаменитыми школами в Джэрроу и Йорке, Беда (Bede) был самым выдающимся из учёных. С семи (или трёх?) лет он обучался в только что основанном монастыре в Wearmouth-Jarrow у аббатов Benedict Biscop и Ceolfrid. В 703 г. поступил в монахи в монастырь св. Бенедикта Бископа и рукоположен в священники в 30 лет святым Иоанном Беверли (Beverley). Не считая нескольких небольших поездок, Беда провёл всю свою жизнь в Джэрроу; не отлучаясь далее Линдисфарна (Lindisfarne) и Йорка.

«Я провёл всю свою жизнь,» говорит он, «в одном монастыре, и соблюдая устав своего ордена и служа Церкви, я всегда любил учиться, учить или писать.» Среди его учеников было 600 монахов, он стал Отцом английского образования. «Я направил силы мои на изучение Писания, соблюдение монашеского устава и пение на ежедневных службах в церкви.»

Беда оставил после себя богатое наследие, он автор 45 томов, включающие в себя комментарии, учебники и переводы. Это был человек энциклопедических взглядов во всех областях известных на то время знаний. Он автор работ по грамматике и хронологии, гимнов и других стихов, писем, проповедей, составил первый мартиролог с историческими примечаниями. Беда писал на латыни, но он первый известный нам автор английской прозы, однако эти тексты были впоследствии утрачены. Толкования Библии Беды обширны и для своего времени важны, но знаменит он стал прежде всего как историк. Им были написаны латинские гимны «Гимн за победу мучеников поднимайся» и «Поём мы победоносные гимны восхваления».

Его самым главным трудом, оконченным в 731 г., была История английской Церкви и народа, для подготовки которого он тщательно исследовал римские архивы (? по некоторым источникам он никогда не покидал Англию), подбирая и упорядочивая документы, излагая в деталях первую достоверную историю раннего христианства в Британии. К этой работе он добавил Жития пяти первых аббатов в Вермуте и Джэрроу (Wearmouth). Вплоть до своей последней болезни у него не было помощников: «Я сам себе секретарь, я диктую, я составляю, я сам всё копирую.»

С его именем связано множество историй. Вот эта, возможно, мифическая: Посетив Рим вместе с другими учёными, он увидел, как они бьются над расшифровкой тайных знаков на железных воротах. Прохожий римлянин, видя их замешательство, стал насмехаться над Бедой и обозвал его английским быком, когда, к его удивлению, Беда тотчас же понял смыл тайнописи. С этого дня, благодаря его глубокой мудрости и остроте ума, его стали называть досточтимым.

Но самая известный рассказ относится к его современнику, святому Катберту (Cuthbert), когда тот пришёл к нему, больному и слабому, в конце его жизни, а его перевод Евангелия от Иоанна на английский ещё не был окончен. Бессонными ночами, борясь с усталостью днём, он продолжал начатое дело, стараясь переводить как можно быстрее, но при этом аккуратно сверяясь с оригиналом. «Не хотел бы я,» сказал он, «чтобы мои мальчики прочитали ложь или работали напрасно после того, как я уйду.» Друзья уговаривали его отдохнуть, но он продолжал работу. «Мы не можем читать это без слёз,» говорил один из них.

Когда наступил последний день, он призвал к себе переписчика и приказал ему писать как можно быстрее. «Осталась ещё глава,» сказал мальчик, когда день ещё не закончился; «не отдохнуть ли вам немного?» Но Беда не отступал. «Быстрее пиши,» ответил он, «потому что долго я не выдержу.»

Когда опустилась ночь, мальчик сказал: «Осталось одно предложение.» «Пиши быстрее,» ответил Беда; а когда всё было сделано, он сказал: «Всё закончено теперь,» и после того как послал за братьями-монахами и поделил между ними своё имущество, прерывистым голосом спел Глория и вознёсся на небеса.

Из всех писателей Западной Европы со времён святого Григория Великого и до святого Ансельма, святой Беда, возможно, был самым известным и самым влиятельным, особенно в Англии. Он был усердным учёным и выдающимся стилистом. В его работах De Temporibus и De Temporum Ratione обосновывалась идея датировки события от Рождества Христова (anno domini).

Уже в 853 церковный собор в Аахене называл его «досточтимым», а Святой Бонифаций называл Беду «светом Церкви, зажжённым Святым Духом.» До Элквина (Alcuin), самого являющимся «наставником своего века», его называли «блаженный Беда, наш мастер.» (Элквин объявил о том, что у останков Беды произошли чудесные исцеления.) Беда - единственный англичанин, кого упоминает Данте в своём Paradiso. Центр почитания Беды находится в Durham, где расположены его останки, и Йорке (At*****er, Benedictines, Delaney, Duckett, Gill, Hamilton Thompson, White).

В Сети имеется огромное количество информации о святом Беде, включая его Житие святого Катберта. Святой Беда изображается в искусстве в виде пожилого монаха, пишущего с помощью пера и линейки. Его также могут изображать (1) изучающим книгу, (2) держащим кувшин, и светом, проливающимся на него с небес, или (3) поддерживаемым монахами в час смерти (Roeder). Он святой покровитель учёных и историков (White).

День памяти 25 мая

Источник: Католический Петербург


Один из самых знаменитых книжников Средневековья, Беда позаботился о том, чтобы изложить собственную биографию кратко, но содержательно. "Я был рожден во владениях этого монастыря (Ярроу) и семи лет попечением моих родственников был отдан на учение достопочтенному настоятелю Бенедикту (Бископу), а затем Кеолфриду. С того времени я всю свою жизнь проводил в монастыре, отдавая все свои силы изучению Библии, и мне было сладко соединять исполнение монастырского устава и ежедневное участие в богослужениях с чтением, преподаванием или сочинительством. В девятнадцать лет я получил сан диакона, а в тридцать священника, - оба из рук достопочтенного епископа Иоанна (Беверлийского) и по благословению настоятеля Кеолфрида. Со времени рукоположения и доныне (а мне пятьдесят девять лет) я дерзал ради собственной пользы и пользы братии делать краткие заметки о Священном Писании, являющиеся выписками из сочинений Святых Отцов или согласующиеся с их мыслями и толкованиями... И я молю тебя, о возлюбленный Иисусе, дабы, как Ты благодатию Своей дал мне с наслаждением впитывать в себя слова Твоего откровения, так позволил бы мне милостию Своей достичь Тебя, источник всякой премудрости и предстать перед Твоим ликом".
"Краткие заметки", упомянутые Бедой, составляют четыре огромных тома. Его «Церковная история народа англов» является главным (и часто единственным) источником наших знаний о ранней английской истории. К счастью для историков, Беда настолько тщательно сопоставлял и взвешивал разные свидетельства, что даже самые придирчивые исследователи готовы ему верить. Он также написал два трактата об исчислении времени. О характере и личности Беды мы ничего не знаем, но, исходя из общего ощущения от его сочинений, возникает образ человека, исполненного удивительного спокойствия и внутреннего света.
На исходе Великого Поста 735 года Беда почувствовал себя плохо. Он слег, и хотя все понимали, что старик умирает, ученики продолжали собираться вокруг него в положенное для время. После занятий Беда диктовал перевод Евангелия от Иоанна на английский язык, торопя писцов словами: "Скорее, я не знаю, сколько мне осталось и когда мой Создатель возьмет меня".
В день смерти он работал над последней главой. Днем он позвал собратьев и раздал им свое нехитрое имущество, а на закате ученик сказал ему: "Осталось перевести еще одно предложение, дорогой учитель". Беда продиктовал перевод последней фразы, столь символической для книжного человека: "Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь" (Иов 21, 25). "Кончено", - сказал ученик, дописав. - "Ты хорошо сказал... все кончено, - проговорил Беда. - Приподыми своими ладонями мою голову, чтобы я мог утешиться, посмотрев на церковь, где я привык молиться, чтобы вот так, сидя, я мог воззвать к моему Отцу". Он запел молитву и скончался. 13 ноября 1899 Папа Лев XIII провозгласил Беду Учителем Церкви, но его продолжают называть древним прозванием, которые впервые встречается в постановлениях Аахенского собора 836 года. Он оказался и единственным англичанином, которого Данте поместил в Раю.

Источник: ProCatholic.ru

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 5565

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа