винкс

Филипп и Иаков, Апостолы, свв.



I век; день раньше отмечался 1 мая. Филипп родился в Вифсаиде, Галилея и мог быть учеником святого Иоанна Крестителя. Упоминается как один из апостолов в Мф. 10:3, Мк. 3:18, Лк. 6:14, и Деян. 1:13. Вне списка апостолов упоминается только в Евангелии от Иоанна. «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.» (Ин. 1:43-45). У него есть дар задавать вопросы там, где другие боятся, и он производит впечатление человека скурупулёзного.

Иисус сам призвал Филиппа (Ин. 1:43-48) на следующий день после святого Петра и Андрея. Филипп продолжил дело Иисуса, приведя к Нему Нафанаила (Варфоломея), показывая нам пример, как это надо делать: «Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.» (Ин. 1:46)

Филипп видел чудо насыщения 5 000 (Ин. 6:1-15), принимал участие в разговоре с Господом (Ин. 6:5-7), и был тем апостолом, который познакомил еллинов с Иисусом (Ин. 12:21). Незадолго до распятия Иисус отвечал Филиппу на его просьбу показать им Отца (Ин. 14:8), и больше он в Новом Завете не упоминается, кроме перечисления его среди апостолов, ждущих появления Святого Духа в горнице (Деян. 1:13).

Согласно традиции, он проповедовал в Греции и был распят вниз головой в Иераполе, Фригия (Hierapolis, Phrygia), при императоре Домициане, в 80 году н.э. Приписываемые ему останки были перенесены в Рим и помещены в базилику Двенадцати апостолов, которая раньше носила имена святых Филиппа и Иакова. Золотое предание гласит, что Филипп изгнал дракона из храма Марса при помощи креста. Некоторые более поздние предания говорят о роли его предполагаемых дочерей в жизни ранней Церкви, но многие из этих легенд путают его с Филиппом Диаконом (Деян. 21:8).

Иаков, сын Алфея и Марии, также есть в списке апостолов в Евангелиях от Мф, Мк и Лк и Деян. 1:13, и один из апостолов в горнице в Иерусалиме после Вознесения Христа. Иаков упомянут как один из «братьев» (parthenos) Господа (Мф. 13:55; Мк. 6:3) наряду с Иосифом, Симоном и Иудой и назван «братом Господа» (скорее всего в смысле двоюродный брат) в Гал. 1:19. Иакову хотел Пётр рассказать о том, что его чудесным образом освободили из темницы (Деян. 12:17), и считается, что Иаков стал во главе ранней Церкви в Иерусалиме. Это он предложил бывшим язычникам четыре иудейских правила: «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы.» (Деян. 15:28-29). Павел неоднократно обращался к нему и просил его одобрения .

Возможно, это и есть тот Иаков, который написал Послание Иакова, начинающееся словами «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа» (Иак. 1:1), что могло означать официальное название церкви; Иаков пишет как человек, известный в Церкви, привыкший к власти и хорошо ей владеющим.

Традиционно исследователи Библии считают Иакова, сына Алфеева и Иакова, называемого «братом Господним», человеком, который говорит в ранней Церкви голосом человека, имеющего власть; однако современные исследователи полагают, что существовало два разных человека по имени Иаков, один сын Алфея - один из Двенадцати, а другой - «брат Господень», автор Послания. Причиной этого может быть то, что Иаков говорит об апостолах в прошедшем времени и не идентифицирует себя как апостол; явное различие между этим Иаковом и Иаковом апостолом можно видеть в 1 Кор. 15:7, «потом явился Иакову, также всем Апостолам», а ещё догадаться можно по изящному стилю греческой литературы, которым едва ли мог пользоваться галилейский крестьянин.

Имя «Иаков меньший» обычно относится к сыну Алфея, так как так его называют в Мк. 15:40: «Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия». Согласно крещёному иудею Эггесиппу (Heggesippus), историку церкви II столетия, Иакова сбросили фарисеи с кафедры Храма в Иерусалиме, а затем побили камнями до смерти около 62 года. Его современник иудейский историк Иосиф пишет, что епископа Иакова побили до смерти камнями. Античное Золотое Предание гласит, что его добили дубиной после того, как сбросили с храма. Он прожил ещё какое-то время и успел простить своих убийц. Этот Иаков также известен как «Справедливый». Евсевий пишет, что катастрофа, которая позже настигла Иерусалим, была карой за то, что так обошлись с «самым справедливым из людей» (Appleton, At*****er, Benedictines, Bentley, Delaney, Farmer, Tabor, Walsh, White).

В искусстве, начиная с XV века, святой Филипп изображается в виде апостола, держащим длинный крест, или посох с маленьким крестом на верху (Appleton, Tabor), что напоминает скорее церемониальный предмет, нежели орудие его распятия. Это похоже на палки, которыми святой Михаил и святая Маргарита сражались с драконоподобными демонами, и вероятно, относится к событиям в храме Марса. Крест на изображениях Филиппа может быть (1) орудием против дракона (язычества); (2) орудием его мученичества; или (3) знаком того, что он был миссионером-проповедником, приблизившим победу Креста (Appleton).

Филиппа иногда показывают (1) распятым на высоком кресте; (2) с хлебами и рыбами; (3) с хлебом и книгой; (4) со змеем или драконом; (5) с надписью descendit ad inferna на книге или свитке; (6) крестящим эфиопского евнуха; (7) изгоняющим дьявола из идола Марса; или (8) со своим братом Андреем. Подобно Андрею, часто, хотя и не всегда, на изображениях он представлен человеком в возрасте.
Икона X века (Синай)
Альбрехт Дюрер

Святой Иаков в искусстве представляется с лицом, похожим на Иисуса, чьим сводным братом, по преданию, он являлся. Он изображается (1) с дубиной или большим молотком (Tabor); (2) держащим своё Послание в виде книги или свитка; (3) с пророком Аггеем и словами credo in Spiritu Sanctu; (4) в виде ребёнка с игрушечной мельницей; или (5) летящим с кафедры храма (Roeder). Скульптура XIII века в Шартре изображает святого Иакова с дубиной. В дополнение к символам своего мученичества апостолы получили свои отличительные признаки в XIV - XV веках (Appleton).

Филипп является покровителем шляпников, поваров-кондитеров (Roeder) и Уругвая. Иаков - покровитель тех, кто прощает своих убийц перед смертью (White).

Ранние манускрипты Мартиролог святого Джерома отмечают день Филиппа 1 мая. День памяти Иакова соединили с днём Филиппа после того, как в Риме была построена базилика в их честь. Дата почитания была изменена после того, как в 1955 году первомайский день посвятили Святому Иосифу Работнику, а на следующий день отмечается память святого Афанасия. В 1955 году день Филиппа и Иакова перенесли на 11 мая, но в 1969 его снова вернули на 3 мая. Восточные церкви отмечают их день 14 ноября (Farmer).

День памяти 3 мая

Источник: Католический Петербург

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 3440

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа