винкс

Адальберт ОБ, еп. Пражский, мч. св.



Св. Адальберт Пражский (ок. 956–997)

Войтех (или Войцех – по-польски) был одним из многочисленных сыновей Славника, видного чешского старейшины, составлявшего конкуренцию правящему чешскому князю того времени – Болеславу I. По преданию, мальчику преподал таинство миропомазания Адальберт, епископ Магдебургский, известный как неудавшийся креститель Руси; таким образом Войтех получил имя Адальберта.

Юный Адальберт получил образование в Магдебурге; по возвращении в Прагу, в 982 году он стал епископом – вторым епископом молодого пражского диоцеза. Он был из хорошего рода, образован, а кроме того, он был чех – и это оказалось достаточным основанием для того, чтобы чехи избрали его преемником немца Дитмара (по преданию, Дитмар, умирая, страшно мучился, уже созерцая уготованный ему ад, и это произвело неизгладимое впечатление на Адальберта, произведя в нем внутренний переворот).

Но широкие горизонты, хорошее образование и чистая вера сослужили Адальберту в роли епископа недавно обращенных чехов дурную службу. Он тщетно пытался привести свою паству, или хотя бы своих священников к тому образцу, который он видел в той же Германии – боролся с привычным в то время среди чехов многоженством, не давал продавать христиан в рабство, пытался запретить священникам заводить жен и детей. Он также перераспределил доходы епископства – четверть их должна была расходоваться на бедных. Но его действия не встречали понимания.

По-видимому, около 988 года Адальберт бросил все и отправился в Рим, имея в планах затем совершить паломничество в Святую землю. В Риме он пообщался с императрицей Теофано, на которую произвел сильное впечатление; она дала ему денег и спутников в дорогу: деньги он, разумеется, тут же раздал, а спутники вскоре от него бежали. По пути на Восток он заглянул в монастырь на Монте-Кассино, аббат которого посоветовал ему не тратить время на странствия без нужды. Войтех понял справедливость этого совета и решил принять монашеский постриг. С этой целью он отправился к известному подвижнику того времени – старцу Нилу, греку, который предложил молодому человеку не порывать с традицией, в которой он был воспитан, а вернуться обратно в Рим и поступить в бенедиктинский монастырь. Адальберт и здесь нашел в себе силы послушаться старца.

В 990 году Адальберт принял постриг в монастыре свв. Алексия и Бонифация, где вместе жили монахи римского и греческого обрядов. Легенды немало рассказывают о его бескорыстном рвении на этом спасительном поприще. Однако жизнь требовала от него другого послушания: Прага прислала к папе призыв вернуть ей епископа, и папа велел епископу вернуться к своим обязанностям.
Первое время чехи, по-видимому, вели себя относительно хорошо, боясь снова остаться без митрополита, но потом старое взяло верх. По легенде, конец терпению Адальберта положило убийство женщины, виновной в прелюбодеянии, прямо в храме. И епископ снова оставил свой диоцез, возвращаясь туда, где он чувствовал себя на своем месте – в Рим, в монастырь. Существует предание, что по пути он побывал в Венгрии и покрестил там короля Гезу и его сына Стефана.
И на этот раз, впрочем, ему не удалось пробыть в Риме долго. Архиепископ Майнца, ведению которого принадлежала Прага, снова заявил, что место епископа – при его пастве. Папа согласился с этим; тогда Адальберт обратился к нему с просьбой: если и на этот раз вверенное ему стадо не станет слушать своего пастыря, то пусть ему будет позволено отправиться с миссией в чужие земли – обращать язычников. Папа дал согласие, и Адальберт опять отправился на родину – на этот раз ему было по пути с Оттоном III, который в то время также совершал путешествие. Неудачливый епископ, очевидно, произвел глубокое впечатление на императора своей подвижнической религиозностью, и, согласно запискам биографов, у них сложились доверительные отношения.

Адальберт не успел дойти до Праги, как пришло известие о том, что члены правящего рода Чехии – Пршемысловичи – уничтожили соперничавший род Славниковичей, к которому принадлежал и Войтех. Четверо из пятерых братьев епископа были убиты – с помощью обмана. Разумеется, все это произошло с ведома правителя Чехии.

Адальберт отправился к польскому князю Болеславу I и отправил оттуда послов в Прагу, с вопросом, что ему делать. Из Праги пришел ответ, что паства не хочет видеть презирающего ее епископа. Адальберт мог выступать на миссию.

С двумя близкими друзьями (один из них, Радим, христианским именем Гауденций, был его сводным братом) он направился в земли пруссов. Язычники-пруссы, во всех славянах видевшие врагов, посоветовали ему убраться из их страны как можно быстрее, и Адальберт задумался, не пойти ли ему, действительно, обращать славян-лютичей – но 23 апреля 997 года, в Великую Пятницу, он был убит; брат его убийцы, как сообщает легенда, погиб от рук поляков.

Болеслав Храбрый выкупил тело мученика, уплатив пруссам столько золота, сколько оно весило. Вскоре Адальберт был канонизирован папой Сильвестром II – по просьбе его друга, Оттона III, который в 1000 году совершил паломничество в Польшу, к его останкам, при этом уделив Болеславу немало привилегий. Город Гнезно стал центром польского архиепископства, а во главе этого архиепископства был поставлен Гаудентий. Это, впрочем, уже другая история, равно как и тот факт, что в настоящее время святой Адальберт Пражский является покровителем Чехии, Польши, Венгрии и Пруссии.

(Елена Глушко)

Изображался в епископском облачении с орлом, защищая свои останки; с палицей или копьем в руке (молясь о даровании дождя); с семью пиками; с веслом; со своей отсеченной головой в руках.

День памяти 23 апреля

Источник: ProCatholic.ru

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 5348

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа