винкс

С. Роза Сердца Марии (Г. Ф. Енткевич), OPL



Галина Фадеевна Енткевич родилась в 1896 г. в Витебской губернии, в польской семье. Окончила высшие женские курсы. Пострижена в монахини в общине сестер Третьего Ордена Св. Доминика, которой руководила мать Екатерина Абрикосова. В монашестве приняла имя сестры Розы Сердца Марии. Была арестована в 1923 г, приговорена к 5 годам заключения. Позже отправлена в трехлетнюю ссылку. Освобождена из ссылки с запретом проживать в шести крупных городах. В 1935 г. снова арестована в Малоярославце по делу католического духовенства, но оправдана. В 1942 была послана ухаживать за больной сестрой общины в с. Ново-Шульба Семипалатинской области, в Казахстан, где скончалась от тяжелой болезни 11 февраля 1944 г.

Сестра Роза Сердца Марии осознанно принимала все страдания за Христа, выполняя обет, данный до ареста, в котором она предложила Богу свою жизнь в жертву за спасение России. Неоднократно она отказывалась выехать к своим родственникам в Польшу, желая исполнить свой обет. До конца жизни сестра Роза Сердца Марии сохранила верность католической вере и своему монашескому призванию.


"... Отдаю себя Богу в жертву за спасение России..."
(Сестра Роза Сердца Марии)

Писать о добродетельной монахине часто бывает нелегко. Ее путь к святости совершается в тишине, вдали от человеческих взоров, - во внутреннем труде и молитве, в исполнении неприметных повседневных обязанностей. Даже если мы и видим какие-то плоды этого пути - например, мученическую кончину, - сам он остается таинственным и скрытым от нашего взора. В жизни монахини может не оказаться громких событий и очевидных достижений. Впрочем, какие-то жизненные события могут приоткрыть для нас ту сокрытую работу в ее душе, которую ведут совместно двое - Бог и она сама. И именно потому, что эти отблески святости так тонки и не всегда видны, они для нас столь дороги.

Галина Фадеевна Енткевич, которая потом носила имя сестры Розы Сердца Марии, родилась в 1897 году, неподалеку от станции Корсувка, в Витебской губернии, в польской семье. Ее отец работал инженером путейцем на Петербургско-Варшавской железной дороге. В доме был достаток, и детство девочки было спокойным и счастливым. Семья была верующая, благочестивая, с христианскими традициями. Когда читаешь письма, которые сестра Роза посылала домой, уже будучи в советском заключении, понимаешь, что, вероятно, именно в семье она получила первые уроки христианской веры, которая потом принесла богатый плод страданий за Христа.

Вскоре семья переехала в Москву. Там, в девять лет, Галя поступила во французскую гимназию при католическом приходе Св. Петра и Павла. Преподавание в гимназии велось на французском и русском языках, - одновременно Галина училась, частным образом, польскому. Вспоминая о ее гимназических годах, ее брат потом напишет: "В школьные годы Галя отличалась спокойным и уравновешенным характером, трудолюбием, большими способностями, упорством и целеустремленностью". Все это качества, которые необходимы хорошей монахине - и став монахиней, как это видно из скупых слов воспоминаний тех, кто ее знал, она сохранила и умножила все эти свойства своего характера. Во время учебы в гимназии - 14 мая 1908 года (в день мученика Бонифация), девочка приняла свое первое Причастие - в церкви Св. Апостолов Петра и Павла. В 1913 году она окончила школу с отличными результатами и даже была награждена. Позже она окончила естественное отделение Высших женских курсов и получила педагогическое образование.

Она решает продолжить учебу - и около трех лет учится на химическом факультете Московского Университета. Но в 1917 году происходит революция, наступают тяжелые времена, и приходится оставить учебу, чтобы заработать на пропитание. Работала учительницей в средней школе, воспитательницей в детском саду. За этими неприметными фактами внешне вполне обычной жизни, в будущей сестре Розе Сердца Марии, вероятно, все время происходила глубокая внутренняя духовная работа, созревало то намерение целиком отдать себя Богу, которому она себя потом посвятила. Видимо, в развитии этого намерения важным было ее знакомство с доминиканской общиной матери Екатерины Абрикосовой.

Это знакомство, по некоторым данным произошло около 1918-1919 года, - то есть уже в трудное послереволюционное время. Глубокая вера и религиозные переживания, свойственные общине, размышления о католической миссии в России - все это производило на будущую сестру, с ее вдумчивым и решительным характером, серьезное впечатление. Осенью 1920 года (по воспоминаниям брата) она окончательно вступает в общину доминиканок третьего ордена матери Екатерины, переселившись в квартиру матери Екатерины, где жили остальные сестры. Для этого Галина, принявшая имя сестры Розы Сердца Марии, идет на свою первую серьезную жертву - оставляет семью. Хотя семья ее и была религиозной, все же жертвенность сестры Розы, ее миссионерские идеалы, которым она до конца осталась верна, не понимались до конца родными - и их огорчило то, что она стала монахиней (хотя хорошие отношения с семьей сохранились, и позже сестра Роза много переписывалась с матерью и другими родными, уже будучи в заключении и ссылке). Была с этим соединена и вторая жертва. В общине матери Екатерины практиковался восточный обряд - и сестра Роза, полька, привыкшая к латинскому обряду и выросшая в нем, также принимает восточный обряд - из любви к Богу, России и русским.

В общине сестра Роза выполняла обязанности секретаря матери Екатерины Абрикосовой - печатала для нее на машинке, переписывала ее наставления для сестер и русские переводы иностранной религиозной литературы. В то время это было очень важно - ведь многие прихожане и некоторые сестры не знали иностранных языков, а издавать книги было невозможно. Многие читали эти труды укрепляя свою веру и лучше ее понимая. При этом, вместе с другими сестрами, сестра Роза углубляла свою духовную жизнь, возрастая в ней под руководством основательницы общины - матери Екатерины (которая тоже прошла до конца мученический путь, окончив свою жизнь в советской тюрьме).

Одна из сестер описывает ее: "Лицо у нее было румяное, выражение лица - доброжелательное. Роста она была немного выше среднего, держалась прямо, с высоко поднятой головой, движения у нее были свободные. В ней чувствовалось спокойствие, мягкость и доброжелательность к людям, глубокая внутренняя сосредоточенность".

Многие сестры в общине принимали в дополнение к обычным доминиканским обетам дополнительный обет. Этим обетом они посвящали свою жизнь какому-либо определенному делу или намерению. Следственные документы по делу сестер сохранили для нас обет сестры Розы. Вот он:

"В честь и славу Бога Всемогущего, Отца и Сына, и Святого Духа, и всеблаженной Девы Марии и Святого Доминика, Я, сестра Роза Сердца Марии, перед лицом твоим преподобный отче Владимире, руководитель московской общины, 3-го чина покаяния Святого Доминика, уполномоченный его Высокопреподобием Отцом Генералом, исповедую и объявляю, что отдаю себя Богу в жертву за спасение России, в чем да поможет мне Бог".

Приняв этот обет, сестра Роза до конца сохранила ему верность, и вся ее последующая жизнь - ясное и точное исполнение этого, принесенного ей в общине, обета. В 1921 году, когда ей предложили вместе с семьей выехать в Польшу, она отказалась, желая остаться в России, которой себя посвятила.

Осенью 1923 года, вместе с матерью Екатериной и остальными сестрами, сестра Роза была арестована по групповому делу русских католиков. 19 мая 1924 года получила приговор - 5 лет тюрьмы строгого режима. Отбыла заключение в Иркутске. Одна из сестер описывает этот период ее жизни: "Она была [в заключении] вдвоем с подругой, светской терциаркой Св. Доминика. Тюремное здание было построено еще в царские времена и выглядело как крепость, называлось оно "политизолятор". Этот "изолятор для политических" был тщательно отделен от внешнего мира. Распорядок дня был тюремный, не лагерный. Тяжелой работы, как в лагере, не было, но была полная, многолетняя изоляция. В камере их было двое. Даже с соседками из других камер они виделись редко". После этого сразу была приговорена к ссылке на три года в с. Колпашево Нарымского края.

Из заключения и ссылки сестра Роза писала письма своей семье в Польшу. Эти письма исполнены любви и показывают ее скромный, но героический облик. Она пишет о Св. Причастии, призывая своих родных ценить Его и чаще к Нему прибегать: "Только тот, кто так, как мы, надолго лишен этой пищи, тот поймет ее ежедневную необходимость и счастье, которое дает возможность пользоваться этим источником правды: ведь это начало нашей истинной жизни, которая не имеет конца". Из тюрьмы в Иркутске она пишет матери: "Обо мне не беспокойся - я живу хорошо и ничего мне не надо... Ты же, прошу тебя, думай о себе. Мне ничего не нужно, кроме молитвы".

Вот еще строки, написанные в иркутской тюрьме, немного приоткрывающие тайную духовную жизнь сестры Розы: "Живу тихо, однообразно, учусь взаперти быть свободной духом и жить тем, во что верю ... Наши желания слишком сокровенны, и весь мир не может заполнить людского сердца. Это не пустые слова, это реальность, и каждый человек, когда заглянет в свое сердце, испытает то же самое...".

Все письма сестры Розы, дошедшие до нас, полны упования на Бога и постоянной уверенности в том, что Он позаботится обо всем необходимом. Их строки полны веры - и никогда не встретишь в этих письмах ни слова уныния, отчаяния или жалобы.

Вскоре (через 2 года) после освобождения из ссылки - снова арестована в 1935 - ее и нескольких других сестер, которые тоже отбыли ссылки и тюрьмы и теперь смогли вместе поселиться в Тамбове - обвиняли в связях с заключенными католическими священниками. "Для дальнейшего суда и следствия и суда их перевели в воронежскую тюрьму, где поместили в одиночные камеры. Допросы и очные ставки со священниками и свидетелями продолжались девять месяцев", - рассказывает сестра общины Филомена. В этот раз сестры не были осуждены, их освободили. "Сестры вернулись в Тамбов, но квартира была уже занята, а все их вещи пропали. Бывшая хозяйка была поражена спокойным отношением сестер ко всему произошедшему. Поскольку жизнь нужно было налаживать заново, сестры, выехав из Тамбова, поселились в небольшом городке Малоярославце (120 км. к югу от Москвы - П.П.). Отсюда, хотя и не часто, можно было ездить в Москву, посещать богослужения и участвовать в таинствах Исповеди и Св. Причастия", - продолжает вспоминать сестра Филомена. Среди этих сестер в Малоярославце была и с. Роза Сердца Марии.

В Малоярославце она, вместе с еще несколькими сестрами, устроилась на работу в школе, чтобы заработать на жизнь - преподавали немецкий язык. В большие праздники сестры не работали - это могло привести к неприятностям, но Господь хранил их и все обходилось. Вскоре произошло новое испытание. В школе, где они работали с сестрой Антониной, их включили в список агитаторов по антирелигиозной пропаганде. Когда же сестры категорически отказались, то они были уволены общим собранием, после обсуждения их религиозных убеждений. Сестра Роза Сердца Марии должна была искать себе новую работу - она устроилась машинисткой и за скорость и качество своей работы получила прозвание "машинистка-молния".

Сестры жили вместе. В тогдашних сложных условиях они продолжали свое религиозное служение, - поддерживали верующих, готовили детей к первому причастию - хотя это было очень опасно. Сестра Роза Сердца Марии и другая сестра, Тереза - поскольку они были моложе других, - выполняли самые трудные работы по хозяйству - носили воду из колодца и другие тяжести, стирали белье.

Вскоре произошел эпизод, указывавший на скорую кончину с. Розы. Вот что рассказывает о тех днях сестра Филомена:

"Однажды Тереза увидела над головой сестры Розы Сердца Марии золотой венец и сияние, и ей стало ясно, что сестра умрет первой из них (хотя среди них были и сестры более слабого здоровья). Когда сестра Тереза рассказала об этом сестрам, то все рассмеялись, а Роза Сердца Марии заявила, что она здорова, как лошадь. Но это предчувствие затем оправдалось.

Сестра Роза Сердца Марии была дисциплинированной и примерной монахиней, всегда милой и приветливой, ... делавшей всякую работу быстро и хорошо, вернее даже, наилучшим образом. Ее постоянным девизом было: "Быть всем для всех", - и это она осуществляла в каждодневной жизни. Светлая, ясная, самоотверженная и смиренная!" - пишет о ней сестра Филомена.

В 1942 году, после ухода немцев из Малоярославца, якобы за сотрудничество с ними (это было ложное обвинение), арестовали сестру Терезу. Вслед за ней и арестовали и настоятельницу - сестру Стефанию - ее отправили в ссылку в Казахстан, в село Ново-Шульба, в 100 км. от Семипалатинска. Сестра Роза Сердца Марии, зная о слабом здоровье сестры Стефании, поехала в ссылку вместе с ней, чтобы помогать ей в тяжелых условиях, которые их ожидали. Вот рассказ сестры Филомены о последних днях и смерти сестры Розы Сердца Марии, простой и краткий:

"Население в Ново-Шульбе было в основном казахское. С продуктами здесь было очень плохо. Сестры к тому же не имели никакого заработка, голодали, и очень сильно ослабли. Сестра Роза Сердца Марии, как более молодая и сильная, все трудности и заботы брала на себя. Когда они обе, заболев крупозным воспалением легких в тяжелой форме, слегли, сестра Роза Сердца Марии, переносившая болезнь как будто легче, вставала, чтобы ухаживать за сестрой Стефанией. И сердце ее не выдержало, 11 января 1944 года она скончалась".

По дошедшим до нас через других сестер рассказам, сестру Розу смогла похоронить одна знакомая. Перед тем, как похоронить, ее одели во все белое. Лицо усопшей было просветленным и спокойным.

"Таким образом свершилась жертва, может, мало значащая для людей, но имеющая большое значение у Божьего престола. Подобные жертвы приносят много любви и милосердия в любой стране".- пишет с. Иосафата, лично знавшая сестру Розу.

"Оказывается, можно много вынести, если отдаться без страха и безоговорочно в Его руки - Он тогда в нас частично трудится и все направляет к одной цели; правда, это проходит не без трудностей и часто бывает тяжело, но это никогда не бывает безнадежно или сверх сил, а за малейшее усилие и каплю любви Он платит стократно, дает в жизненных тяготах огромное спокойствие, силу и новый свет в понимании вечных истин - только они и стоят усилий" (Из письма сестры Розы Сердца Марии матери).

Павел Парфентьев

Источник: "Католические Новомученики России"

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 2810

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа