винкс

Юргис Матулайтис, Блаженный



(1871 - 1927 гг.).

Еще несколько лет назад невозможно было представить, что имя этого человека будет известно в России не только людям, связанным с подпольной миссионерской деятельностью, но и достаточно широкому кругу верующих, интересующихся католической духовностью.

Блаженный Юргис Матулайтис прожил недолгую — всего 56 лет, — но необычайно плодотворную жизнь. Он родился в 1871г. в маленькой литовской деревушке Люгине неподалеку от Мариямполя (до 1955 г. название г. Капсукаса); учился в начальной школе, потом в гимназии, но из-за слабого здоровья был вынужден прервать учебу и вернуться домой, на ферму.

В 1889 г. Юргис переехал в Польшу, где изменил свою фамилию на ее польский вариант — Матулевич: того требовали благоразумие и политическая ситуация. После блестящего окончания семинарии в Варшаве его направили в Санкт-Петербург, в католическую Духовную академию. В 1898г. Матулайтис был рукоположен во священника и также блестяще защитил диссертацию, получив степень магистра теологии. В том же году из-за слабого здоровья он был вынужден уехать в Германию, а потом в Швейцарию, во Фрибур, где завершил работу над докторской диссертацией на тему «Русская православная доктрина об изначальной праведности». Возможно, она и предопределила сущность миссионерства бл. Юргиса.

Впрочем, миссионерское призвание он почувствовал уже в юношеские годы. Им владело желание содействовать восстановлению религиозной жизни, особенно в России, духовному возрождению с помощью религиозных организаций, способных действовать в условиях окружающей действительности.

После событий 1905 г. в России волна революционной стихии захлестнула Польшу. В этот период Матулайтис создал в рамках движения «Католическое Действие» Общество рабочих-католиков «Возрождение», ставившее целью пробудить у молодежи потребность жить совершенной христианской жизнью, а также миссионерское общество «Апостольский союз».

Осенью 1907 г. он был вызван в Россию и возглавил в Духовной академии Санкт-Петербурга вновь созданную кафедру социологии, а в 1909 г. — кафедру догматической теологии.

Страстная любовь к Церкви — вот что питало миссионерство Юргиса Матулайтиса, особенно в самый бурный исторический период. Эта любовь пронизывает все, что он написал, но больше всего — его дневник, где она звучит с каждой страницы, где выражено горячее желание автора, по слову святого апостола Павла, «заботиться» о Церкви (ср. 2 Кор 11.28) — заботиться во время испытаний и в спокойные годы, отдавая себя без остатка. В его душе пылал огонь жертвенности... Позже из этой беззаветной любви родился девиз его ордена: «За Христа и Церковь».

С религиозной точки зрения Россия конца XIX в. являла собой картину, очень тревожившую сердце Матулайтиса. После неудавшегося польского восстания в 1863 г. царь Александр II запретил все католические ордена. Статистика свидетельствует о том, что на огромной территории империи тогда насчитывалось всего восемь мужских и шестнадцать женских католических монастырей. Все они были обречены на вымирание: им было категорически запрещено принимать новых кандидатов и получать помощь со стороны.

Провидению было угодно, чтобы будущий реформатор ордена отцов-мариан, названного в честь Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, родился именно в приходе Мариямполя, где жили оставшиеся служители этого некогда прославленного ордена, основанного в 1673 г. в Польше. Ко времени рождения бл. Юргиса уцелело до пятнадцати монахов, и в течение последующих тридцати лет их число сокращалось. К концу 1908 г. остался только один монах ордена отцов-мариан — брат Викентий Сенковский, который исполнял обязанности генерального настоятеля.

29августа 1909 г. в Варшаве Матулайтис принес начальные обеты, после чего отправился в Рим за благословением на реформирование ордена. Святой Престол поручил ему подготовить текст нового устава ордена. 15 сентября 1910г. Папа Пий X одобрил устав и 28 ноября издал соответствующий декрет.

Так обновленный орден отцов-мариан был тайно возрожден в академии Санкт-Петербурга. Сам Матулайтис стал первым руководителем новициата. 10 апреля 1911 г. умер генеральный настоятель ордена о. Сенковский. На капитуле, прошедшем в июле того же года и состоявшем всего из трех монахов, Юргис Матулайтис был избран генеральным настоятелем.

Для него пришло время решать, как избежать многочисленных опасностей для себя и для академии, но более всего — как сохранить возрожденный орден. Матулайтис отказался от профессорской должности проректора и отправился во Фрибур, чтобы открыть там новициат, в целях безопасности названный «Домом для учебы» (чтобы проходившие новициат могли беспрепятственно возвращаться в Россию после завершения занятий).

С 1913 по 1918 г. Юргас Матулайтис посетил множество приходов в Америке и Литве, основал обители ордена в США и в Польше. В конце 1918 г. он был назначен епископом Вильнюса.

Вильнюсский диоцез простирался на площади более 90 тысяч квадратных километров, где проживало свыше 3 млн человек и где около 10 лет не было епископа. Население здесь, у самой границы с Россией, особенно подвергалось русификации, к тому же ситуацию осложняла борьба разных политических сил. Так что Матулайтису досталось тяжелое наследство. Но Божественное провидение было благосклонно к нему, а Святой Престол позволил возглавлять орден и заниматься его делами.

Нелегкое епископское служение продолжалось вплоть до июля 1925 г., когда Святой Престол по просьбе Матулайтиса освободил его от исполнения пастырских обязанностей и отозвал в Рим.

1 сентября 1925 г. Папа Пий XI возвел его в сан архиепископа Адули, а 7 декабря того же года назначил Апостольским визитатором в Литве, где бл. Юргис подготовил конкордат (соглашение) со Святым Престолом и создание литовской провинции ордена отцов-мариан.

Всю свою жизнь Юргис Матулайтис посвятил великой цели — созиданию моста между западной и восточной, католической и православной духовностью. Невозможно переоценить значение этих его трудов. Глубоко и усердно изучая русскую духовную культуру, исследуя точки соприкосновения и разногласий между Римом и Русской Православной Церковью, он стремился в большей степени подчеркнуть согласие, нежели различие.

В1924 г. в Друе была основана община белорусских отцов-мариан, куда вошли люди с исключительными заслугами: о. А. Цикото, первый настоятель обители в Друе и третий генеральный настоятель ордена, о. Ф. Абрантович, первый духовник белорусов в Харбине, о. И. Германович, миссионер, поэт и новеллист. Эта первая группа мариан восточного обряда энергично работала на благо белорусских и русских верующих, которые в большинстве своем были православными.

Бл. Юргис Матулайтис умер 27 января 1927 г. после хирургической операции. До последнего вздоха сердце и мысли его были обращены к Богу и своей духовной семье. Останки Юргиса Матулайтиса, похороненные в кафедральном соборе Каунаса, в 1934 г. были перенесены в его родной приход в Мариямполе, где 63 года назад он был крещен. Беатификация Юргиса Матулайтиса 28 июня 1987 г. Папой Иоанном Павлом II в соборе св. Петра в Риме увенчала жизнь, полную неутомимого служения Христу и Церкви.

Юргис Матулайтис оставил множество письменных трудов по общим и специальным вопросам, ставших теперь библиографической редкостью. Но лучшим его творением, доступным широкому кругу читателей, является «Духовный дневник». С его страниц перед нами предстает человек, заботившийся о благе душ, хорошо знавший Россию и живущих в ней людей, страстно желавший привести их и всех людей ко Христу. Мысли из «Духовного дневника» бл. Юргиса и сегодня побуждают людей к активному утверждению Царства Божия на земле. Пусть же бл. Юргис вдохновит каждого, кто прочтет его труд, не бояться отдавать себя Христу и Церкви.

Из «Духовного дневника» бл. Юргиса Матулайтиса:

Пусть моим девизом будет: во всем искать Бога, все делать для преумножения славы Божией, во все привносить дух Божий и все этим духом наполнять. Бог и Его слава пусть станут центром всей моей жизни, осью, вокруг которой будут вращаться все мои мысли, чувства, желания и поступки.
14 октября 1910 г.

Я вижу смысл и сущность нашего призвания в следующем: нужно добровольно отречься от себя, от своих удобств и удовольствий, прихотей и наслаждений, отказаться от мира сего, от имущества, суетной славы, от всяческих своих талантов, а также от даров природы и любви, полностью и целиком посвятив и отдав себя Церкви ради ее пользы, защиты, сохранения, развития, прогресса и роста.
15 октября 1910г.

Нашей целью должно быть стремление к совершенству. Самосовершенствование, совершенствование других, совершенствование работы. Надо без устали стремиться к сознательной духовной жизни. Для этого нужны постоянная устремленность к высокой цели, всеобъемлющее испытание совести, размышление, духовное чтение, глубокая и добросовестная исповедь и точный, абсолютно искренний отчет о своей духовной жизни, который следует давать духовному отцу по крайней мере раз в месяц.
17 октября 1910г.

Если цель хороша и достойна и если при этом есть возможность прославить Бога и принести пользу Церкви, то нужно смело приступать к делу и идти к цели. Если мы действительно откажемся от собственного «я» и полностью отдадим и посвятим себя Богу, то, без сомнения, найдем способ преодолеть препятствия и реализуем наши замыслы.

Пусть придется пострадать ради славы Божией и на пользу Церкви; не нужно бояться опасностей.

Кто хочет обезопасить свою жизнь от всевозможных неудач и забот, тот не годится для нашей общины. Каждый из членов ордена должен быть готов к тому, что рано или поздно светские власти выследят его и накажут, бросят в тюрьму или отправят в ссылку. Нужно готовиться к этому, уже находясь в послушничестве, перед прохождением новициата, да и потом почаще вспоминать об этом, чтобы наказание от властей не оказалось неожиданностью.

Было бы также хорошо, чтобы каждый из наших братьев умел делать все необходимое, чтобы, работая руками или головой, он мог заработать себе на хлеб, чтобы мог даже в ссылке быть самостоятельным, обеспечивать себя, пока другие братья не придут ему на помощь.
24 октября 1910 г.

…Мы должны смело и отважно идти к цели по пути, определенному Богом, ничего не бояться, пока нас ведет Святой Дух. Если мы будем полны духа Божия, то в конце концов все преодолеем. Ведь дух никто не может заковать в кандалы, посадить в тюрьму или сослать. Он всегда свободен и все может преодолеть.
26 октября 1910г.

…Нужно так популяризировать миссионерскую работу, чтобы истинные католики заботились не только о добрых делах, но также и о защите веры, о ее распространении, о защите Церкви и ее прославлении.

Я буду бдительным, чтобы не оставлять работы ради молитвы, а молитвы ради работы. «Молись и работай». Душа увядает и умирает без неустанной молитвы, силы уходят, а сама работа становится совершенно бесплодной. Однако не стоит забывать, что не только молитвой, но и делом во славу Божию мы прославляем Бога и служим Ему.

Несмотря на нашу активную жизнь, нам необходимо стремиться к жизни внутренней, духовной, к неустанной внутренней молитве, к встрече с Иисусом Христом в нашем сердце, к тому, чтобы Бог был в нас и в наших трудах.

Очень важно отдавать молитве даже частицу свободного времени, например, переходя от одного дела к другому, в поездке и даже на прогулке, отвлекаясь от работы, от общения с людьми, от своих занятий. Без такой неустанной молитвы, без постоянного вознесения души к Богу мы недолго бы выдержали ту деятельную жизнь, которую собираемся вести. И наоборот, работа, оплодотворенная молитвой и освященная краткими обращениями к Богу, мгновенными взлетами мысли и сердца, совершенствует человека и сближает его с Богом.
14 ноября 1910г.

Следует все оценивать в свете вечности, старательно во всем искать Бога и пытаться Ему подражать. Господь Бог настолько добр и так нас любит, что первым начинает нас искать. Своею любовью Он нас пробуждает от духовного сна, побуждает к труду ради Своей славы... Не нужно сопротивляться этой любви и создавать препятствия для жизни Бога в нашей душе. Надо отдаваться любви Божией. Надо порвать цепи самолюбия, телесных потребностей, настроения, земных помыслов — цепи, не позволяющие душе подняться ввысь, приковавшие нас к суете мира сего.

Не нужно бояться умереть, как зерно, брошенное в землю, о котором говорится в Евангелии.

Заботясь о собственном совершенствовании, нельзя забывать и о других. Надо вести их к Богу. Было бы хорошо начать эту работу с самых близких, с собратьев и соседей, а потом, по мере возможности, добиваться большего. Мы должны думать не только о самосовершенствовании, но и о том, чтобы для других стать опорой, источником, вдохновителем духовной жизни, чтобы других собирать вокруг себя и объединять в работе для Бога и на пользу Церкви.
24 ноября 1910 г.

Конечно, приятно работать среди благочестивых людей с пользой для их духа, и нелегко подступиться к тем, кто полон предрассудков относительно Церкви, кто не любит ее и даже пытается бороться с ней. Мы обязаны и им нести учение Христа и стремиться к спасению их душ. Хороший работник в винограднике Христа не может оставить необработанным ни клочка земли, не окропив его своим потом, а если необходимо, то даже и кровью, только бы Царство Христово росло и распространялось.
17 января 1911 г.

Нужно так научиться защищать истину, чтобы даже ее противники были убеждены, что защищающий истину полон к ним любви и уважения... Говоря о чьих-то ошибках, нельзя допускать презрения, сарказма, иронии. Мне всегда кажется, что позитивная работа лучше негативной.
6 февраля 1911 г.

Не следует падать духом из-за трудностей и преследований, наоборот, нужно радоваться и славить Бога за то, что мы удостоились страданий ради Его Имени и ради Церкви.

Господи, сделай так, чтобы упорство и ярость злого духа, издевательства и преследование со стороны испорченного грехом мира никогда не сбили нас с истинного пути, никогда не оттолкнули от начатых дел ради Твоей славы, никогда не потушили огонь нашего усердия. Пусть нашим девизом станет: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4. 13).
6 февраля 1911 г.

Не все помнят о том, что нужно не просто любить Бога и Церковь, нужно уметь любить. Встречаются матери, которые очень любят своих детей, но так неразумно, что эта любовь не только вредит детям, но иногда приводит даже к их гибели.

Встречаются католики, которые горячо любят Церковь и католическую веру, но так неразумно, что эта любовь причиняет Церкви больше вреда, чем пользы.
16 февраля 1911 г.

…Дивными путями Ты решил вести меня, Господи, но кто уразумеет Твои пути и намерения?.. Се, слуга Твой, пошли меня, куда захочешь. Вверяю себя в Твои объятия, как ребенок, — неси меня! Ты решил вести меня дорогой трудов, страданий и тягот. Спасибо Тебе за это, большое спасибо! Надеюсь, что я иду по верному пути; трудно ошибиться, когда есть тот путь, по которому шел мой возлюбленный Спаситель, Иисус Христос.

Господи, я люблю Тебя! Боже, сделай так, чтобы я любил Тебя и никогда любить не переставал. Зажги мое сердце. Я хотел бы посвятить Тебе всего себя до последней капли крови, все отдать Тебе, от всего отказаться, даже от жизни, только бы увеличивалась слава Твоя, распространялась и росла Церковь Твоя. Покажи мне Сам, что мне делать...

Господи, благодарю Тебя за то, что Ты даровал мне особую любовь к Непорочному Зачатию Пресвятой Девы Марии. Раньше я с трудом молился Пресвятой Деве, а сейчас как сладко мне растворяться в молитве, припав к Ее стопам...

Публикацию подготовила Светлана Смолина

Журнал "Истина и Жизнь" № 4 за 1994 год


Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 4120

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа