винкс

Бенедикт Нурсийский, св.



БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙ, СВ. (ок. 480–547?), родоначальник западного монашества. Родился в Нурсии, городке в Сабинских горах в Умбрии, Италия, ок. 480; умер в Монте-Кассино ок. 547. Два главных источника сведений о жизни и служении св. Бенедикта – вторая книга Собеседований св. Григория Великого, написанная ок. 597, и Святой устав, написанный самим Бенедиктом для созданных им монашеских общин.
Цицерон характеризовал сабинян как severissimi homines – т.е. как людей, традиционно отличающихся суровостью нрава. В своей семье – семье мелких землевладельцев – Бенедикт, вероятно, получил воспитание в духе старинных римских добродетелей «серьезности» (gravitas) и «строгости» (severitas), смягченных христианским благочестием и моралью. Нет достаточных оснований доверять преданию в том, что он происходил из знатного рода Анициев. В 14-летнем возрасте Бенедикт для завершения образования был послан в Рим в сопровождении его кормилицы Кириллы. Проникшись отвращением к праздности, роскоши и порочности столичной жизни и ощущая в себе крепнущее монашеское призвание, Бенедикт бежал из Рима и на некоторое время поселился в городе Эффиде (ныне Аффида), где его приютила община «благочестивых мужей». Тяготясь приобретенной репутацией чудотворца, он решил стать отшельником и удалился в горную пещеру в долине Анио, неподалеку от Субиако.

В своей пещере Бенедикт провел в полном уединении три года, ведя суровую аскетическую жизнь, образцом для которой служили подвиги египетских отцов-пустынножителей. Однако его уединение было нарушено – сперва неким пресвитером, который в праздник Пасхи принес ему обед, а затем множеством людей, которые искали у него душеспасительных наставлений и даже «спешили поступить под его начало» (Собеседования 2). Уступая просьбам, он согласился стать на время настоятелем монастыря Виковаро, однако покинул монастырь, поскольку монахи сочли его правило слишком строгим и попытались отравить Бенедикта. В Субиако Бенедикт положил начало новой организации монашеской жизни, основными чертами которой были совместное осуществление суточного цикла богослужений с общим пением, чтение и научные занятия, а также физический труд. Здесь же к нему присоединились два самых прославленных из его учеников, Мавр и Плакидий, впоследствии канонизированные.

В конце концов, из-за притеснений со стороны иподиакона Флоренция Бенедикт вынужден был покинуть основанные им в Субиако 12 небольших монашеских общин и отправился в Монте-Кассино. Земельный надел на вершине ставшей теперь знаменитой Кассинской горы был подарен Бенедикту каким-то знатным вельможей. Здесь св. Бенедикт обосновался на всю оставшуюся жизнь, выстроив для своей общины первый из больших кассинских монастырей.

В Монте-Кассино Бенедикт написал свой Устав. Этот замечательный документ, состоящий из 73 коротких главок и вступления, оставался непререкаемой нормой монашеской жизни в Западной Европе на протяжении почти 5 веков. Устав отличает относительная мягкость (в сравнении с крайне суровыми правилами жизни восточного монашества). Главный акцент в нем делается на принципах монашеского общежития как главного средства достижения святости жизни, и на добродетелях смирения и послушания. В уставе строго проводится принцип единоначалия: аббат несет ответственность за свои решения только перед Богом, хотя и предусмотрено смещение дурных аббатов властью местного епископа. Детально расписано, каким образом должен осуществляться суточный круг богослужений вместе с монастырским horarium (чтение Часов), в котором отводится время для занятий и для физического труда. Содержатся предписания относительно пищи, одежды, обуви и прочих вещей, причем особо подчеркивается необходимость общего владения имуществом. Досконально изложена система подчинения старшим. Если община очень велика, аббат может делегировать часть своей власти приору или деканам; по всем серьезным вопросам аббат должен советоваться со старейшими монахами.

Задачей Бенедикта, как он сам о том говорит, было создать «школу служения Господу». Этой «школе» предстояло сыграть важную роль в сохранении христианской культуры на протяжении раннего Средневековья и в определении характера последующего развития средневекового общества.



Бенедикт, основатель ордена, аббатЖ

Родился в Нурсии, Италия, ок. 490 г., умер в Монте Кассино, 543 г., его день ранее отмечался 21 мая.

«Если вы истинно слуга Христов, пусть цепи любви крепко вас держат в ваших намерениях, но не цепи железные.»

«Леность - враг души.»

«Первый признак смирения - это послушание без промедления.»
--Св. Бенедикт

Почти всё, что нам известно о святом Бенедикте, изложено в Диалогах Святого Папы Григория Великого и из того, что мы можем почерпнуть из его Правил.

В те дни монашество считалось самым набожным образом жизни, и хотя оно приводило к множеству недопониманий, так как считали, что лучший способ служения Богу - это отречение от мира, именно святой Бенедикт принёс монашеству новый смысл, порядок и значение. Он родился в центральной Италии в хорошей семье, обучался в Риме, а в возрасте 14 лет присоединился к группе христиан за городом, и потом жил как отшельник в горной пещере. В этот период он усердно изучал Писание, и всю свою жизнь, полной самоотречения, отдавал Богу всё, что Он просил. «Персту Божию стоило только указать, и он делал, чего бы это ни стоило». Пещера была скрыта в горах, а её местоположение было известно только одному человеку, который тайно приносил ему еду, спуская её по верёвке с вершины горы. Три года спустя монахи из близлежащего монастыря выбрали его своим настоятелем, но его строгость и упрёки в лености заставили их искать способ избавиться от него, они даже пытались его отравить, так что он был рад снова удалиться в горы.

Однако теперь он не мог оставаться в одиночестве, его окружали ученики. Это были люди всех сословий, и его пещера перестала быть удобной для встреч. Его также ревностно преследовал местный священник. Поэтому в 527 году он поехал в Монте Кассино, 85 миль к юго-востоку от Рима, на высоту, где стоял алтарь Аполлону; здесь он порушил языческое капище и основал один из величайших и самых известных монастырей, который стал домом бенедиктинского ордена. Само место было символично, где на огромной скале он построил храм Богу. Когда он умер, было 14 бенедиктинских общин, а к XIV веку их стало более 30 000.

В Монте Кассино он написал своё знаменитое Правило, которое изменило и обновило монашескую жизнь в Европе. Он выступал против бродяжничества, безнравственности и других грехов в монашеских орденах. Монах должен быть солдатом Божиим, «членом духовного гарнизона, несущего службу за Христа во враждебном мире»; и быть всегда на страже. Это была великое и счастливое братство с сильной семейной сплочённостью, таким что куда бы её члены ни шли, они всюду ощущали себя связанными общими узами, и несли в себе силу из своей обители в Кассино, построенного на скале.

Он верил в моральную ценность труда, потому что лень, говорил он, враждебна душе, а ручной труд - часть истинного образа жизни. Так труд и учение радостно переплелись, и каждый монастырь стал колонией Бога, миссионерским центром, освещающим тёмную ночь северной Европы. На землях, завоёванных мечом, он и его последователи действовали крестом, принося людям искусство и добродетели мира. «Хаос империи был противоположностью Церкви». Развалины Фонтена, Рьево, Тентерна (Fountains, Rievaulx, Tintern) и других аббатств показывали размер тех христианских поселений, а Кентерберийский собор, как и много других, был основан бенедектинцами (Gill).

Диалоги заканчиваются так: «Я вам говорил, что Бенедикт чего-то желал и не мог получить это. Если вдуматься в причины, не останется никакого сомнения, что он хотел, чтобы небо оставалось таким же чистым, когда он прибыл; но его воле помешало чудо, которое получило сердце женщины от Всемогущего Бога. И не удивительно, что он должен был быть покорён этой женщиной, которая хотела быть со своим братом долгое время, как написано в от Иоанна: “Бог - это любовь.” Поэтому по воле Божьей, чем больше она любила, тем становилась сильней».
Из Правила святого Бенедикта:
Помогайте тем, кто в беде.
Утешайте больных.
Ничего не предпочитайте любви Христовой.
Говорите правду устами своими из сердца своего.
Считайте всё доброе, что в вас, Божиим, а не вашим.
Желайте вечной жизни всем рвением души своей.
С охотой слушайте Святое Писание.
Ежедневно исповедуйте свои прошлые грехи Богу в своих молитвах с слезами и стонами, а в будущем исправляйте их.
Всегда выполняйте приказания аббата, даже если, Боже упаси, он заблудится в своих путях, помня, что говорил Господь: «всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23:3)
Не пытайтесь выдать себя за святого, не став им на самом деле, так что про вас истинно не скажут, что вы святой.
Почитайте старших.
Любите молодых.
Молитесь за врагов ваших с любовию Христовой.
Заключайте мир до захода солнца с теми, с кем вы были разлучены ссорой.
И никогда не теряйте надежду в милости Божией.

Источник: Католический Петербург

Покровитель Европы (Павел VI в 1964 г.), исследователей пещер (1957 г.), медников, учителей, школьников, умирающих.

День памяти святого 11 июля.

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 8824

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа
  • rudgor21.ru

    goldmandarin.kiev.ua