винкс

Ириней, еп. Лионский, мч., Учитель Церкви, св.



Сведений о его жизни сохранилось мало, иногда они неточны. Родился в Проконсульской Азии, или в одной из провинций, граничащих с ней, в первой половине второго столетия; точная дата оспаривается, по одним сведениям, с 115 по 125 год, по другим с 130 по 142 гг. Точно известно, что ещё в очень юном возрасте он видел и слышал святого епископа Поликарпа (ум. 155) и Смирна. Во время гонений Марка Аврелия Иреней был священником Церкви Лиона. Духовенство этого города, многие из которых заключались в тюрьму за свою веру, направили его (в 177 или 178 году) в Рим с письмом к Папе Элевтерию (Eleutherius) относительно монтанизма, что ярко свидетельствовало о его заслугах. Вернувшись в Галлию, Иреней стал епископом Лиона, сменив на этом посту мученика святого Понтина (Pothinus). Во время примирения с церковью, последовавшего за гонениями Марка Аврелия, новый епископ поделил свою деятельность на пасторскую, миссионерскую (о которой до нас дошло немного сведений, записанных позже и не вполне надёжных) и на написание письменных трудов, почти все из которых направлены против гностицизма, ереси, распространившейся в Галлии и в других местах. В 190 или 191 г. он ходатайствовал перед Папой Виктором о снятии отлучения от церкви, наложенным этим понтификом на христианские общины Малой Азии, соблюдавших празднование Пасхи по обряду Квартодециманов (Quartodeciman). Дата его смерти неизвестна, она произошла в конце второго - начале третьего столетия. Несмотря на отдельные и более поздние свидетельства, маловероятно, что он закончил жизнь, приняв мученичество. В Латинской Церкви его день отмечается 28 июня, в Греческой - 23 августа.

Иреней занял исключительное место в христианской литературе, написав на греческом множество работ, которые по ключевым вопросам религии содержат свидетельство современника героической эпохи Церкви, слышавшего св. Поликарпа, ученика св. Иоанна, и который, таким образом, относится к апостольской эпохе. Ни один из его трудов не сохранился в первоначальном виде, хотя огромное число фрагментов дошло до нас в виде цитат поздних авторов (Ипполит, Евсевий и др.). Две из них, однако, дошли до нас полностью в латинском переводе:
Трактат из пяти книг, имеющих общее название Adversus haereses, посвящённых, согласно названию «Выявлению и опровержению ложного знания» (смотрите ГНОСТИЦИЗМ, главу Опровержение гностицизма). К нам дошёл очень ранний латинский перевод этой работы, в точности которого нет сомнений. Это главный труд Иренея, и поистине самой большой важности; он содержит точное описание не только гностицизма в его различных формах, но также и самых главный ересей, распространившихся в различных христианских общинах, и представляет собой бесценный источник информации о самой ранней церковной литературе от её начала до конца второго века. Опровергая еретические воззрения, Иреней противопоставляет им истинное учение Церкви, и таким образом предоставляет нам точное и очень раннее свидетельство большой важности. Достаточно упомянуть то, как часто и полно отрывки из его работ цитируются богословскими и полемическими авторами на тему Евангелия от Иоанна, Святой Евхаристии и первенства Римской Церкви.
Вторая работа, написанная после «Adversus Haereses», сохранилась в виде дословного армянского перевода. Она озаглавлена «Подтверждение апостольского учения.» Автор здесь не опровергает ереси, а укрепляет в вере, детально объясняя христианское вероучение, больше всего показывая истинность Евангелия посредством пророчеств Ветхого Завета. Хотя по существу в ней нет ничего, что не было бы изложено ранее в «Adversus Haereses», она является документом, великолепно доказывающим глубокую и живую веру Иренея.

Из остальных работ сохранились только разбросанные фрагменты; множество, не дошедших до нас даже частично, известны нам только по цитатам поздних авторов. Это:
трактат в споре с греками, озаглавленный «По поводу знания» (упоминается Евсевием);
послание, адресованное римскому священику Флорину «О монархии, или почему Бог - не источник зла» (фрагмент из Евсевия);
труд "О Огдоуде" ("On the Ogdoad"), возможно в споре с Огдоудом, гностиком-валентинианцем, написанным для того же священника Флорина, ушедшего в секту валентинианцев (фрагмент из Евсевия);
трактат о расколе, адресованный Бласту (Blastus) (упоминается Евсевием);
послание к Папе Виктору против римского священника Флорина (сохранился фрагмент на сирийском);
ещё одно письмо о пасхальных разногласиях (содержится у Евсевия);
другие письма разным получателям на ту же тему (упоминаются Евсевием, частично сохранившихся в сирийском переводе);
книга разных выступлений, возможно, собрание проповедей (упоминаются Евсевием); и
другие меньшие работы, о которых сохранились более или менее ясные свидетельства.

Четыре фрагмента, опубликованных Пфаффом в 1715, якобы из туринского манускрипта, как доказал Фанк, являются недостоверными, и Харнак установил факт того, что Пфафф сам их выдумал (Pfaff, Funk, Harnack).

День памяти 28 июня

Источник: Католический Петербург


ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ

Св. Ириней Лионский принял мученическую кончину в 202 г. или ок. этого времени. О его биографии сведения крайне скудны. Почему епископ города Лиона — довольно далекой римской провинции — оказался столь авторитетным богословом как для своего времени, так и, еще более, для эпохи триадологических споров IV в.? Объяснить это можно только свойствами преподанного им учения. Современники особенно ценили его благодаря борьбе с еретиками. Самыми опасными еретиками тогда были гностики разного вида. В силу этого именно из сочинений св.Иринея, особенно, из главного его труда “Против ересей”, мы и до самого недавнего времени преимущественно узнавали о содержании разного рода гностических учений, потому что, опровергая их, он их пересказывает и цитирует. И только недавно у нас появились другие источники, которые существенным образом дополнили св.Иринея. Это библиотека гностических рукописей на коптском языке, найденная в Египте в местечке, которое называется по-арабски Наг-Хаммади. Ко времени св. Иринея гностицизм представлял собой не какую-либо отдельную христинскую ересь, а разветвленную религиозную систему, возраст которой был не меньше (а по некоторым современным гипотезам — больше) возраста христианства. Но мы не сможем уделить сколько-нибудь внимания внутренней истории гностицизма — это слишком далеко увело бы нас от истории учений христианских. Однако, христианская полемика с гностицизмом, в частности св. Иринея, для нас очень важна, потому что в этой полемике св. Ириней очень подробно объясняет положительное учение Церкви едва ли не по всем вопросам. Особенно примечательно учение о Св. Троице, развиваемое св. Иринеем именно в полемике с гностиками. У него сам термин “Троица”, наконец, вполне входит в свои права — св. Ириней сознательно следует св.Феофилу Антиохийскому. Другой не менее важный вопрос, требовавший разъяснения в полемике с гностицизмом, — связь грехопадения и спасения. Это учение о состоянии Адама, которое было изначально, какое стало после грехопадения, в какое надлежит прийти нам, чтобы быть спасенными, и что для этого нужно со стороны Бога. Это те вопросы, которые наиболее резко отрицались гностицизмомГностицизм по этим вопросам давал свое учение, совершенно не совместимое с православием. В частности, гностик Валентин, которого опровергает св. Ириней, в учении о Боге как “совершенном Уме”, с которым связывались концептуальные построения, отдаленно напоминавшие христианскую триадологию, — но, конечно, весьма далекие от христианства. Что касается христологии, то, несмотря на различия, существовавшие между разными гностическими учениями, все они предполагали докетизм (учение, в котором отрицается реальность и полноценность боговоплощения). Как мы видели на примере св. Игнатия Богоносца, защита православного учения против докетизма требовала не только простого утверждения факта боговоплощения, но и разъяснения, зачем боговоплощение было нужно — какова его цель и, в связи с этим, каково положение человека после грехопадения, и в какое положение ему надлежит придти. Св. Ириней был автором довольно большого числа сочинений, часть которых сохранилась. Он писал на греческом, так как до III в. основным языком христианской культуры даже на Западе оставался греческий, — но в оригинале от его сочинений дошли только фрагменты. Основные сочинения — это пять книг Против ересей (таково обычно употребляемое название вместо более длинного авторского названия Обличение и опровержение лжеименного знания (или гносиса) и Доказательство апостольской проповеди. Полный текст первого дошел только в очень древнем переводе на латынь, а полный текст второго — только в армянской версии. До недавнего времени греческий оригинал Против ересей был нам известен только по небольшим фрагментам в цитатах у церковных авторов (например, у Евсевия Памфила). Ситуация радикально изменилась в середине ХХ века. В 1940 г. была найдена папирусная библиотека в Туре (Тура), и там, среди множества других древних папирусов, оказалось три из пяти книг Против ересей (начиная с третьей) — это как раз те, которые наиболее важны для понимания собственного богословия св. Иринея. На основе этой находки было подготовлено новое издание в серии Sources chretiennes. От св. Иринея остались и другие сочинения разной степени сохранности. Довольно много фрагментов на армянском и на сирийском. Их атрибуция не всегда может считаться вполне достоверной. Ниже мы будем говорить о богословии св. Иринея, основываясь почти исключительно на одном сочинении — Против ересей.

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 3335

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа