винкс

Моника, святая



Родилась ок. 332 г. в Tagaste в Нумидии (ныне Souk-Arrhas, южнее Bone, Алжир). Своими родителями-христианами она была воспитана в благочестии. Она обвенчалась в молодости с языческим чиновником Patritius (умер в 371 г., став христианином), которому родила трех детей: Navigius, дочь, вероятно, по имени Перпетуя и Августина. Она следила с радостью и гордостью за учебой своего сына Августина, однако была в то же время весьма озабочена его религиозными заблуждениями. Своими молитвами и слезами она спасла своего сына от манихейства и потому бессмысленного, распутного образа жизни и существенно способствовала тому, что он стал знаменитым епископом из Hippo. Чтобы добиться его обращения, она следовала за ним в Рим и Милан к епископу Амвросию, где он обратился, и на Пасху 387 г. принял крещение. Во время совместной обратной поездки в Африку она умерла в октябре 387 г. в Остии близ Рима. Ее мощи были перенесены в 1162 г. в августинский монастырь Arrouaise близ Арраса (северная Франция), откуда ее почитание распространилось на всю церковь. Другие реликвии попали в 1430 г. из Остии в церковь св. Августина в Риме. Августин в своих исповедях (Confessiones) создал ей вечный памятник.

Изображалась как матрона с вуалью монахини, плача и молясь или читая книгу или на смертном одре в присутствии сына. В беседе с сыном. С четками.

Покровительница женщин и матерей, христианских союзов матерей.


«Нет ничего далёкого от Бога»
--святая Моника

Родилась в Тагасте (Tagaste) или Карфагене, Северная Африка, в 331-2 г.; умерла в Остии (Ostia), Италия, в 387 г.

Моника, старшая из детей христианских родителей, воспитывалась слугой семьи, который держал её в строгости. Согласно одному рассказу, он никогда не позволял им пить между приёмом пищи, поскольку, «Сейчас вы хотите воды, но когда станете хозяевами винного погреба, то захотите вина, а не воды, а привычка у вас останется.» Тем не менее она пристрастилась к вину, а когда рассерженный слуга увидел её пьяной, то назвал её пьяницей. С этого дня она поклялась, что не будет пить ничего, кроме воды.

Она вышла замуж за язычника Патриция (Patricius), у которого был взрывной характер. Её свекровь, также язычница, рассказывала сыну и слугам небылицы о Монике, отвечавшей на это молчанием. И хотя он презирал её благочестие и щедрость к бедным, но относился к ней с уважением. И её молчание не могло не подействовать на необузданность супруга. Он никогда не бил её, а когда другие женщины показывали ей синяки, полученные от мужей, Моника говорила им, что они получили это из-за своего длинного языка.

Со временем её кротость, смирение и молитвы оказали влияние на Патриция, принявшего христианство, и на его мать. Прежние формальные отношения этой четы переросли в тёплую духовную привязанность. Он с миром в душе ушёл из жизни вскоре после своего крещения в 370 г.

Брак принёс трёх детей: Августина, Навигия и Перпетуа (Navigius, Perpetua). Старший, святой Августин, родился в 354 г. В детстве его готовили к крещению, но не покрестили. У него была мать, которая часто говорила ему о любви Бога и рассказывала о своей вере.

Овдовев в 371 г., в возрасте 40 лет, Моника решила целиком посвятить себя Богу, отказалась от мирских радостей, помогала бедным и сиротам, не забывая при этом о своём материнском долге, в первую очередь обращению своего своенравного сына.

Семья была не очень богатой, и состоятельные граждане Тагасте оплачивали обучение Августина в карфагенском университете. Моника надеялась, что обучение философии и наукам приведут её сбившегося сына к Богу, но не осозновала, что Карфаген - это город, погрязший в пороках.

В 15 лет Августин вступил в гражданский брак, от которого родился сын по имени Адеодат (Adeodatus), что означает «данный Богом». В Карфагене он попал в еретическую секту манихеев, и убеждал других присоединиться к нему. Манихейское учение о том, что материальные поступки не имеют нравственной ценности, принесло утешение в беспокойную душу Августина. Он вернулся на каникулы в Тагасте, однако мать не приняла его. Когда она узнала, что Августин стал манихеем и стал вести распутную жизнь, то не позволила ему жить в её доме. Чтобы вернуться, он должен был встать на истинный путь и признать свои ошибки. В отличии от многих современных людей, Моника не могла позволить Августину продолжать жить в тщете и обмане.

У неё было видение, к котором она стаяла на деревянной перекладине, в отчаянии от его падения. Явился столб света, спросивий у неё, почему она плачет. Она отвечала, и он велел ей не плакать. Посмотрев в ту сторону, куда он указывал, она увидела, что рядом с ней стоит Августин. Когда она рассказала сыну о своём видении, то он шутливо ответил ей, что они смогут быть вместе, если она отречётся от своей веры.

По окончании обучения Августин открыл школу ораторского искусства в Карфагене, где обучал своих последователей идеям манихейства. Вскоре он обнаружил, что манихейцы были более склонны нападать на католичество, чем отстаивать истинность своих убеждений. Кроме того, его новая вера не смогла утешить его после кончины его близкого друга.

Августин вспоминал впоследствии, что Моника пролила «больше слёз, оплакивая мою духовную смерть, чем иные матери при телесной смерти сына.» Моника продолжала молиться об обращении сына 17 лет. Чтобы подкрепить свои молитвы, она постилась, Святое Причастие бывало её единственной ежедневной пищей, и часто ей даровалась милость совершенной радости. Епископ, имя которого не сохранилось, утешал её, говоря, что её сын молод и упрям, но Божий черёд настанет, поскольку «сын стольких слёз не может быть потерян.»

Наконец, в возрасте 29 лет Августину наскучила легкомысленность Карфагена, и он отправился в Рим изучать риторику. Его должна была сопровождать мать, но он перехитрил её и уехал один. Вскоре после приезда он заболел смертельной болезнью. Поправившись, он открыл свою школу. Моника была обеспокоена тоном его писем и славой Рима как города пороков, поэтому, продав то немногое, что имела, она последовала за ним в Рим. В это время святой Симмах (Symmachus) предложил Августину место риторика в Милане, после того как тот победил в состязании. Когда она приехала в Рим, его там уже не было, но она поспешила за ним в Милан.

Приехав в Милан, Августин нанёс визит вежливости епископу святому Амвросию, который притягивал его схожестью мышления. Августин полюбил Амвросия как отца и приходил каждое воскресенье слушать его проповеди. В 30 лет Августин начал понимать бессмысленность манихейства и его грубое искажение учения Церкви, но всё ещё продолжал упорствовать. Когда Моника приехала в Милан, её первый визит был также к Амвросию, и они поняли друг друга с полуслова. Она стала его верным учеником и «завоевала его сердце своею истинной праведностью, усердием в добрых начинаниях и преданностью в вере. Часто, когда он видел его [Августина], он начинал славить её, поздравляя [сына] с такой матерью.» А Августин уныло замечал: «Едва ли он знал, что за сын был у неё.»

Моника обратилась к Амвросию за духовным руководством, особенно в практических делах. Отвечая на её вопрос о посте, он дал знаменитый ответ: «Когда я здесь, я не пощусь по субботам, но пощусь в Риме; поступайте также, и всегда соблюдайте традиции и порядки Церкви, какие приняты в том месте, где вы находитесь.»

Моника и Августин стали посещать Мессы и обсуждать после них проповеди епископа. Моника глубоко изучила философию и богословие, так что смогла разумно объяснить Августину его затруднения. Он начал понимать, что верил во многие вещи, которых не мог доказать, но принимал на основании чужого мнения. Вот так Августин подтвердил собой изречение, что «обращения редко совершаются напрямую через Божественную благодать, но благодаря ходу событий или влиянию людей.» Святая Моника использовала буквально все возможности, чтобы её сын вступил в контакт с епископом.

Августин подошёл к последней черте, где он должен был выбрать Бога или свою возлюбленную. Всегда опекавшая его мать, Моника устроила для него свадьбу, но ей пришлось оставить принятие решения ему самому. Она начала проходить обряд посвящения в женском монастыре.

Тем временем Августин собрал в Милане группу друзей, с кем стал каждый день читать и обсуждать Писание. Престарелый священник, святой Симплициан (Simplicianus), рассказал ему об бесстрашном обращении старого Викторина (Victorinus), чьи переводы Платона он прочёл, и убедил Августина в его трусости. Понтициан (Pontitianus) рассказал ему о жизни святого Антония Затворника, и как двое придворных обратились, прочитав историю о нём.

Сразу после этого Августин наконец осознал слепоту своей души, и его глаза увидели послание Павла, «Облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.» (Рим. 13:14) Святой Алипий (Alypius), его друг, также открыл книгу и прочёл, «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях» (Рим. 14:1).

Тотчас же Августин направился к Монике и рассказал ей о том, что случилось. Её мучения закончились! Он приписал своё обращение в первую очередь ей. Когда его обучение закончилось, его крестил Амвросий в Великую субботу в 387 г.

Вера Моники привела в Католическую Церковь самого проницательного философа, самого эрудированного богослова, самого убедительного апологета, и самого дальновидного и высоконравственного человека, мудрого администратора, веского проповедника и глубоко проникающего мистика. Не счесть, сколько людей сейчас живут по правилам святого Августина.

Четыре года спустя после приезда в Милан, во время остановки в Остии на обратном пути в Тагасте, Моника поведала своему сыну: «Что мне ещё осталось сделать, или почему я всё ещё на этом свете, я не знаю. Была одна причина, только одна, из-за которой я хотела ещё чуть-чуть задержаться: чтобы я смогла увидеть тебя христианином-католиком, перед тем, как умру. Бог даровал мне это благо, и даже больше, ибо я вижу тебя Его слугой, отвергающего с презрением все земные радости. Что мне ещё осталось сделать в этой жизни?» Святая Моника скончалась две недели спустя в возрасте 56 лет, когда Августину было 33.

Мощи святой Моники покоятся в церкви Святого Августина в Риме возле площади Навона; часть их находится в Арруэзе (Arrouaise) (Benedictines, Bentley, Delaney, S. Delany, White).

В искусстве святая Моника изображается вдовой или монахиней рядом со своим сыном Августином. Её также показывают: (1) возведённой на престол с книгой в окружении августинских монахинь; (2) на коленях с Августином и ангелом над ними, держащей в руках шарф, косынку или книгу; (3) молящейся перед алтарём с Августином; (4) прощающейся с ним, когда он отплывает на корабле; (5) держащей табличку с выгравированными на ней буквами IHS (Roeder); или (6) принимающей дароносицу от ангела (White). На фламандском полотне XV века святая Моника изображена с Мадонной и Младенцем, святым Августином, Иоанном Крестителем, и Николаем Толентинским.

Её почитают в Остии (возле Рима), Италия и во всех августинских монастырях (Roeder). Она святой покровитель замужних женщин и матерей (White).

День памяти 27 августа

Источник: Католический Петербург

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 8182

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа