винкс

Мартин, папа, святой



Когда св. Мартин занял кафедру св. Петра после Папы Феодора (649), положение Церкви, особенно на Востоке, было плачевное. Вследствие определенного на Халкидонском Соборе православного учения Католической Церкви о двух естествах и одном лице в Иисусе Христе, на Востоке произошло глубокое разделение. Так как эллинизм народностей, входивших в состав Византийской империи, был чисто внешний, то каждая этническая группа торопилась, дабы избавиться от политической гегемонии Византии, обеспечить за собой независимость хотя бы в области церковной.
Успех несторианства в Месопотамии создал Халдейскую Церковь, проникшую в Персию вплоть до Индии. Распространение монофизитства родило Коптскую Церковь в Египте, Абиссинскую Церковь в Эфиопии, Иаковитскую Церковь в Сирии и Армянскую Церковь в Средней Азии. Монофелитству же обязана своим существованием Маронитская Церковь в Ливане.

В силу этих условий монофелитство показалось Константинопольским императорам и Патриархам средством удержать под законами империи и под своей юрисдикцией ускользающих от их власти монофизитов. Сохраняя оба естества во Христе, они одновременно прибегли к ловкой сделке, уступив им, что в этих двух естествах действовала одна воля, разрушая тем самым цельность одного из естеств. С этой-то ересью пришлось бороться св. Мартину. Ее главными распространителями были один за другим три Патриарха Константинопольских: Павел, Сергий и Пирр, Александрийский Патриарх Кир, Феодор епископ Фаранский и императоры Гераклий (610 – 641) и Констанс (641 – 668).

Впервые появилось монофелитство в указе императора Гераклия, обнародованном в 638 г. под названием Эктезиса ("Изложения") и тайно составленном Константинопольским Патриархом Сергием. Указ этот от начала и до конца богословский трактат. Он запрещает проповедь о двух естествах во Христе, но разрешает признавать в Нем лишь одну волю. Тогда как Сергий, а за ним Пирр и Павел старались распространить этот указ, Римские Папы не только отказались его подписать, но даже произнесли ему анафему. Точно также спустя 10 лет Патриарх Павел сделал вид, что он уступает, а сам, между тем, издал указ, обнародованный императором Констансом в 648 г. под названием Типос ("Образец"), в котором запрещался всякий спор о едином естестве или единой воле, так же как и о двух природах и двух волях. Истину заглушало молчание. Тогда и явился Мартин.

Скоро после своего избрания на Папский Престол, зная через своего апокрисиария о положении дел в Константинополе, где до своего избрания в Папы, он сам исправлял должность апокрисиария, и в силу просьбы оставшихся верными православию на Востоке, и видевших спасение для православной веры в авторитете преемника Петра, он созвал в 649 г. в Риме Латеранский Собор, на котором присутствовали 105 епископов. На Собор были введены, по их просьбе, 37 аббатов, восточных священников и монахов, проживавших в Риме. Во главе их был Иоанн, настоятель Лавры св. Саввы в Иерусалиме, Феодор, настоятель греческой Лавры св. Саввы в Африке, Фалассий, настоятель армянского монастыря св. Рената в Риме и Георгий, настоятель Киликийского монастыря в Риме. Среди епископов были и восточные, например, Стефан Дорский. Однажды во время своей борьбы с монофелитством св. Софроний Иерусалимский решил послать одного из своих епископов к Римскому Первосвященнику. Он свел его на Голгофу и там во имя распятого Бога умолял его поехать в Рим, доступ в который ему, Софронию, был закрыт из-за нашествия сарацин. "Пройдите всю землю от края до края – сказал он ему – дойдите до Апостольского Престола, этого основания православной веры, ясно изложите пред святыми лицами этого Престола поднятые в наших краях вопросы, не переставайте их молить и умолять, доколе их божественная и апостольская мудрость не изречет всепобеждающее определение и не уничтожит на основании канонов новую ересь".

Св. Софроний в то время (640) уже умер, но епископ, которому он так говорил, и был Стефан Дорский. На втором заседании Собора он так держал речь: "В силу первенства Римского Престола, Софроний, архиепископ Иерусалимский прислал меня в Рим обличить заблуждения Феодора Фаранского, Кира и Сергия и добиться их осуждения.

Софроний взял с меня обещание на Голгофе исполнить это поручение, я ему обещал и я верно держу обещанное … Восточные и я, мы повторяем просьбу Софрония, чтобы вы обрадовали весь мир провозглашением православной веры". Обращаясь к Папе, он прибавил: "Я желал обличить монофелитство перед знаменитой кафедрой, начальствующей над всеми кафедрами. Я обращаюсь к божественной и верховной кафедре, дабы она совершенно излечила рану. Так поступать изначала со властью привыкла ваша кафедра вследствие своего канонического и апостольского авторитета. Очевидно, что Петр один между всеми получил ключи не только одного неба. Кроме ключей неба, которое он отверзает на счастье верных и закрывает на беду неверных, этому истинному вождю и корифею апостолов было первому дано пасти овец всей Церкви Католической … ему одному было поручено утверждать, когда они поколеблются, своих единомышленников и духовных братьев, потому что предвидение воплощенного Бога ему дало надо всеми ними священническую власть и авторитет".

Латеранский Собор издал 20 канонов против монофелитства на латинском и греческом языках. Они были впоследствии приняты шестым Вселенским Собором и их считали лучшим и яснейшим изложением православного учения Католической Церкви. Собор анафемствовал покровительствовавших монофелитству епископов Феодора Фаранского, Кира Александрийского, Сергия, Пирра и Павла Константинопольских. Эктезис, написанный Сергием и направленный Гераклием "против православной веры", Типос, вдохновленный Павлом и обнародованный Констансом "против Католической Церкви" все они подверглись анафеме, как восстающие против Католической Церкви. Было приказано считать оправданными и восстановленными во всех своих правах всякого "благочестивого и православного защитника Католической Церкви", осужденного и низложенного ими. Наконец, анафеме подвергались и те, кто враждебен этим канонам, и кто "диавольским наущением кривыми путями и хитростью будут действовать против благочестивых, отеческих и соборных решений православных сынов Католической Церкви".

Все присутствовавшие епископы дали свою подпись, а Папа св. Мартин подписался следующим образом: "Мартин, Божьей милостью епископ Святой Католической Церкви города Рима, как судья подписываюсь под это определение, которое утверждает православную веру и приговор над Феодором, некогда епископом Фаранским, над Киром Александрийским, Сергием Константинопольским, над Пирром и Павлом, его преемниками и их еретическими писаниями, над безбожными, ими обнародованными, Эктезисом и Типосом".

Так действовал Мартин в области учения. Чтобы утвердить его, он разослал Соборные Деяния всем епископам и императору Констансу, а верным Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов он отдельно послал энциклику, дабы предостеречь их против еретических патриархов Антиохии и Александрии. Он объявляет еретиком и незаконным пастырем нового Иерусалимского Патриарха Сергия и поручает управление Патриархатом Иоанну Филадельфийскому, и в помощь ему дает четырех советников. Одновременно, "в силу апостольской власти, данной ему Христом через Петра святейшего и корифея апостолов", он показывает, чтобы юрисдикция таким образом созданной викарной коллегии простиралась не только до пределов Иерусалимской Кафедры, но и на весь Антиохийский Патриархат.

Св. Мартину вскоре пришлось страданиями запечатлеть непреоборимую твердость, которую он проявлял в вопросах доктринальных и в деде административном, вопреки официальному противодействию Византии. Одновременно и также как он пострадал один из величайших церковных писателей, великий ученый и философ Максим Исповедник, иеромонах, авва Хрисополитанский. Он тоже смотрел на Римский Престол как на светоч Истины. Он писал: "Со всех концов земли, очи всех обращены на Святую Римскую Церковь в ожидании, что она прольет на всех лучезарный свет святых догматов наших отцов. Так как со времен воплощения Слова все христианские Церкви всего мира не имели и не имеют другого столпа и утверждения кроме этой великой Церкви". В другом письме он утверждал, что единственным способом для Византийского Патриарха Пирра доказать свое православие было "повиниться перед святейшим Папой Римским, т. е. перед Апостольским Престолом, получившим от Самого Воплощенного Слова и от святых Соборов власть над всеми Божьими Церквами во всем мире, а также право и власть вязать и решить всех и вся".

Таким образом, христиане всех стран собирались вокруг Римского Престола, и потому император Констанс вознамерился лишить православных самой твердой их поддержки. Он поручил своему представителю в Равенне экзарху Олимпию схватить Папу и убить его. Ему это не удалось и он сам восстал против императора с большей частью своего войска. Впоследствии враги св. Мартина, чтобы обосновать его осуждение, возвели на него ложное обвинение, будто бы он возбуждал Олимпия к восстанию. Новый экзарх Феодор Каллиопас был более ловкий и более удачливый интриган. Ему хитростью удалось завладеть Папой, посадить его на судно и тайно увезти в ночь с 18 на 19 июня 653 г. После трехмесячного плавания св. Мартин прибыл на остров Наксос, один из Цикладских островов, где он оставался в темнице целый год, перенося такие болезни и лишения, что был близок к смерти. 17 сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа встретила его насмешками и бранью. Он был в тюрьме 93 дня, больной и умирающий от голода, прежде чем явиться перед судьями. Его обвинили в участии в восстании Олимпия, так как нужна была наличность преступления, а, между тем, византийцы были слишком проникнуты сознанием преимуществ преемника св. Петра, чтобы обвинить его в ереси. Когда председатель суда принуждал св. Мартина оправдываться, то он начал свою защитительную речь так: "Когда Типос был обнародован и послан в Рим…" Но префект Троил немедленно воскликнул: "Ты не должен говорить о вере, а только о восстании, в котором тебя обвиняют". Мартину оставалось по примеру Христа молчать перед своими судьями. Он подвергся оскорблениям толпы: его волокли через весь город с цепью на шее и ввергли в темницу почти нагого, несмотря на суровую зиму. Все это мучительство имело единственной целью заставить Папу войти в церковное общение с Константинопольской (монофелитской) Церковью. "Делайте со мной, что хотите, объявил Папа, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью". После 85 дневного заключения в новой тюрьме, Мартин был отправлен в Херсонес, в Крым, где его лишали всего, даже хлеба. Наконец он почил 16 сентября 655 г. и был прославлен как мученик. Его тело было предано земле около Херсонеса в церкви Божьей Матери Влахернской, куда вскоре стали стекаться к его могиле паломники со всего Востока. Уже в 669 г. в их монографии о монофелитстве агиографы братья Феодосий и Феодор, иеромонахи Гангрские величали св. Мартина славными титулами: "Верховнейший и апостольский Папа, председатель всей церковной иерархии, правоправящей под небесами, Папа Верховнейший и Вселенский, Папа Апостольский и корифей". Позднее, но неизвестно точно в каком году, останки его были перевезены в Рим и положены в церкви св. Мартина Турского или Милостивого. Восточная Церковь празднует его память 14 апреля и величает его величанием, которым чествует святых Пап: "Что тя ныне, Мартине, провещаем?.. Верховника священных повелений божественных неложна…" (стихиры). В каноне знаменитого песнопевца Иосифа († 883) читается: "Украсив Петров божественный Престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд, Мартине, с ним прославился еси. (песнь 7-я).

Приведем из этой же песни 7-й часто выпускаемое в современном славянском тексте место, которое находится в греческом оригинале: "Признаем тебя за основание епископов, за столп веры православной и за наставника в духовном учении".

(Статья опубликована в Информационном Вестнике
Общества "Militia Dei" № 13, март 1999 г.)

Мы на Facebook
Закрыть

Прочитано: 4986

[ Вернуться назад ]

http://runetki.sexy/
Навигаци
 
Последнее добавленное
 
На правах рекламы
 


Полезные статьи

  • В поисках свадебного фотографа